Тема занятия: Дифтерия. Методические указания к практическим занятиям для студентов

Методические указания к практическим занятиям для студентов

«Инфекционные болезни у детей. Часть I. Воздушно-капельные инфекции»

Тюмень, 2009


Методические указания составлены сотрудниками кафедры инфекционных болезней с курсами детских инфекций, иммунологии и аллергологии. Содержат современные подходы к клинико-диагностическим особенностям, тактике лечения и профилактике воздушно-капельных инфекций у детей.

Методические указания «Инфекционные болезни у детей. Часть I. Воздушно-капельные инфекции» предназначены для проведения занятий студентам педиатрического факультета.

Составители: заслуженный деятель науки РФ, профессор Кашуба Э.А., доценты: Дроздова Т.Г., Рычкова О.А., Бертрам Л.И., ассистенты Ханипова Л.В., Огошкова Н.В, Мишакина Н.О.

Рецензенты: зав. кафедрой детских инфекционных болезней ГОУ ВПО КрасТМА, д.м.н., профессор Мартынова Г.П., профессор кафедры детских инфекций с курсом педиатрии ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», д.м.н. Гришкин И.Г.

Методическое пособие утверждено на методическом совещании кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций, иммунологии и аллергологии (протокол №1; от 31.08.09г), на заседании ЦМК по педиатрии (протокол №___, _____ 09г.). Рекомендован к печати на заседании ЦКМС ГОУ ВПО ТюмГМА (протокол №____ от _______09г.).


Оглавление

1. Дифтерия…………………………………………………………………………………….………4

2. Дифтерия (осложнения, противоэпидемические мероприятия в очаге, профилактика...…....16

3. Инфекционный мононуклеоз……………………………………………………………………..23

4. Менингококковая инфекция ………………………………………………..................................29

5. Менингококковая инфекция (гипертоксические формы, осложнения, лечение)…………......35

6. Стрептококковая инфекция. Скарлатина.………………………………………………………..53

7. Ветряная оспа……………………………………………………………………………………...65

8. Корь………………………………………………………………………………...........................70

9. Краснуха…………………………………………………………………………………………...77

10. Паротитная инфекция. ………………………………………………………..............................82

11. Коклюш. Паракоклюш…………………………………………………………………………...87

12.Острые респираторные инфекции.………………………………………………………………94

13. Грипп …………………………………………………………………………............................108

14. Острый стенозирующий ларинготрахеит……………………………………………………..125

15. Энтеровирусная инфекция. …………………………………………………............................133

16. Список литературы…………………………………………...………………………………...142


Тема занятия: Дифтерия.

2. Значение изучение темы: Дифтерия известна человечеству давно. В течение многих веков возникали большие эпидемии этой инфекции, сопровождающиеся высокой летальностью, достигающей 30% и выше. От токсической дифтерии и крупа умирали практически все заболевшие. Внедрение в практику лечения, в конце XIX века, противодифтерийной антитоксической сыворотки способствовало резкому снижению летальности, однако на уровне заболеваемости это не отразилось. Эпидемиологическую ситуацию коренным образом изменила начавша­яся в 1959 г. вакцинопрофилактика, после чего дифтерия, как массовое заболевание, была ликвидирована. Так продолжалось до начала 90-х годов, когда произошла активация эпидпроцесса с резким увеличением числа заболеваний и бактерионосительства не только среди взрослого, но и детского населения. Показатель заболеваемости достигал 40,1, а по отдельным регионам 90,8 на 100000 детского населения. Причиной роста дифтерии явилась антипрививочная кампания, развернутая в стране и приведшая к резкому сокращению числа привитых детей, и в меньшей степени, изменение биологии возбудителя (преобладание высоковирулентного биовара gravis - в 98%). После возобновления массовой вакцинации не только детей, но и взрослых, вспышка была ликвидирована. Тем не менее, ввиду того, что вакцинация вызывает формирование только антитоксического иммунитета, а не антибактериального, циркуляция возбудителя продолжается, сохраняются источники инфекции - бактерионосители и спорадические случаи заболе­вания, зачастую протекающие в стертых и атипичных формах. Поэтому, врачи должны уметь диагностировать и лечить дифтерию.

3. Цель занятия: Научиться собирать анамнез, выявлять кли­нические признаки, диагностировать и лечить дифтерию зева и других локализаций, выявлять осложнения, проводить дифференциальный диагноз и специфическую профилактику.

4. Перечень обязательных знаний:

А) Студент должен знать, что

Дифтерия - острое инфекционное заболевание, характеризующееся фибринозным воспалением на месте поражения, малой выраженностью других признаков воспаления, своеобразием интоксикации, соответствующей величине местного поражения и динамичностью.

В основу классификации дифтерии положены 3 принципа: локализация процесса, распространенность и тяжесть.

Основой для выделения токсической формы и определения её степени служит наличие отёка на месте поражения вокруг регионарных лимфоузлов и окружающей клетчатки, появление сладковато - приторного запаха, выраженность общей интоксикации и в дальнейшем развитие токсических осложнений.

Дифтерия гортани наблюдается преимущественно у детей в возрасте 1- 4 лет, протекает со строгой последовательностью смены стадий: катаральной, стенотической, асфиктической; характеризуется постепенностью в развитии симптомов. Стенотическая стадия характеризуется наличием 4 степеней стеноза, постепенно переходящих одна в другую и в стадию асфиксии.

Патоморфологической основой стеноза являются фибринозные плён­ки, отёк слизистой гортани и спазм.

Дифтерия носа - в основном встречается у детей грудного и ясельного возраста, чаще в виде локализованной (пленчатой или катарально-язвенной) формы, но может быть и распостраненной и токсической. Играет большую роль в эпидемиологическом плане.

Дифтерия редких локализаций составляет доли процента, диагностика её трудна в связи с особенностями локализации и частым сочетанием с другими поражениями.

– Разграничение дифтерии по формам необходимо для проведения дифференциальной диагностики, определения дозы сыворотки, выбора патогенетической терапии и режима.

Специфические осложнения при дифтерии со стороны сердечно-сосудистой, нервной и выделительной систем, являются следствием воздействия дифтерийного токсина в острый период болезни.

Носители дифтерийных палочек - частый источник заражения. Ими чаще являются лица с хроническими заболеваниями носоглотки. По длительности носительство может быть - транзиторным, кратковременным, средней продолжительности, затяжным и хроническим. Эпидемиологически наиболее опасны носители токсигенных палочек.

– Основой лечения дифтерии является введение противодифтерийной сыворотки, доза которой определяется формой заболевания.

– Правильное проведение специфической профилактики (вакцинации) является эффективным способом профилактики эпидемической заболевае­мости дифтерией.

Б) Студент должен уметь:

– Собрать анамнез и эпиданамнез у больного с подозрением на дифтерию, в т.ч. "прививочный" анамнез.

– Диагностировать дифтерию. При осмотре больного или изучении истории болезни находить признаки, типичные для дифтерийного процесса и дифференцировать их от поражений другой этиологии.

– Определить форму заболевания, сформулировать диагноз дифтерии в соответствии с классификацией.

– Находить признаки осложнений и определять сроки их возникновения, особенности развития, прогноз.

– Назначить обследование и интерпретировать полученные данные.

– Лечить больного в соответствии с формой дифтерии, наличием осложнений и преморбидным фоном, оказать неотложную помощь.

– Оформить историю болезни больного с дифтерией, обосновать диагноз и лечение. Выписать больного с дифтерией.

– Провести эпид. обследование, противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге дифтерийной инфекции.

– Планировать и проводить активную иммунизацию. Осуществлять контроль за течением поствакцинального периода.

В) Студент должен иметь представление о:

– истории изучения дифтерии, приоритете отечественных ученых,

– этиологии дифтерии, свойствах возбудителя, значение токсигенности,

– патогенезе дифтерии и её осложнений,

– современных и региональных клинико-эпидемиологических особенностях дифтерии,

– возрастных особенностях инфекции,

– последствиях дифтерии.

5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

Микробиология - свойства возбудителей, методы лабораторной диагностики дифтерии (бактериоскопический, бактериологический в т.ч. определение токсигенности, серологические).

Пропедевтика детских болезней - методика осмотра и оценка состояния зева, лимфоузлов, сердечно-сосудистой, мочевыделительной и др. систем.

ЛОР болезни - оценка состояния зева, проведение дифференциаль­ной диагностики ангин.

Нервные болезни - методика и оценка результатов обследования пе­риферической нервной системы.

Фармакология - характеристика, механизм действия и дозы препара­тов, используемых для лечения.

6. Структура содержания темы:

Дифтерия (Diphtheria.) - острая инфекционная болезнь, вызываемая токсигенными коринебактериями, передаваемая воздушно-капельным путем н характеризующаяся развитием местного фибринозного воспаления преиму­щественно слизистых оболочек рото- и носоглотки, токсическим синдромом и поражением сердечно-сосудистой и нервной систем.

Возбудитель — Corinebacterium diphtheria, (палочка Леффлера)

Инкубационный период 2-10 дней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: