Каждое поведение исполняет определенную функцию в жизни человека. Еда даст восстановление энергии и строительного материала нужного для тела Но она еще и исполняет функцию получения удовольствия. Драка или убегание исполняют защитные функции. Прием алкоголя может исполнять функцию, облегчающую общение. Эти функции могут возникать или исчезать. Возникновение новых функций можно непосредственно наблюдать в лабораторных экспериментах. Собака в клетке трогает лапой разные предметы, и это поведение выполняет ориентировочную функцию. Потрогать лапой значит узнать о предмете кое-что. Однако, в особом случае, запланированном экспериментатором, после нажимания на рычат появляется мясной шарик. Если это будет повторяться, то нажимание лапой приобретает новую, пищевую функцию, точнее функцию добывания пищи. В этом случае говорят, что произошло научение: животное научилось нажимать на рычаг для получения пищи.
Но ведь животное умело нажимать на рычаг и ранее. Чему же оно научилось? - недоуменно спрашивает внимательный читатель.
|
|
Сама структура поведения осталась той же. Однако у поведения появилась новая функция. Пищевая функция пришла на место ориентировочной. Она пришла объективно: собака научилась добывать пищу, нажимая лапой на рычаг, а раньше прикосновение к рычагу давало лишь удовлетворение любопытства. Голод и.любопытство - разные вещи. Результат можно определить так, что собака приобрела психическую зависимость от рычага в результате научения. И эта зависимость поддерживается голодом.
Научение - понятие, обозначающее процесс становления новых видов, поведения или новых их функций. Научение, можно определить как возникновение новых видов и функций поведения, в результате которых достигается приспособление к повторяющимся ситуациям. В этом смысле становление зависимости также может рассматриваться как результат определенного научения, в результате которого возникают определенные желания и определенная технология их удовлетворения. Поэтому становление зависимости можно трактовать как появление нового управителя поведения человека.
После некоторой привычки алкогольное поведение сначала начинает выполнять функции повышения удовольствия в общении. Но со временем алкогольное поведение приобретает защитные функции, так как позволяет избавляться еще, скажем, от чувства вины или заботы. Постепенно возникает психическая зависимость, которая проявляется в том, что человек «зализывает рану от обиды» с помощью алкогольного поведения. Влечение к алкоголю обычно у этого человека усиливается в момент переживания плохих эмоций, выхода из которых он ищет в общении. Энергия плохой эмоции при этом трансформируется во влечение к алкоголю: чем сильнее боль от стыда или обиды, тем сильнее влечение к алкоголю. Если такая защита повторяется достаточно часто, то связь упрощается. Человек уже перестает переживать сознательно обиду или вину, вместо этих переживаний он сознательно испытывает влечение, жажду алкоголя.
|
|
На фазе физической зависимости алкоголь уже перестает выполнять функции получения удовольствия, а становится только средством избавления от страдания похмелья. Аналогичное развитие имеет место и в курении табака. Мы видим, что одно и то же поведение теряет изначальные функции и приобретает функции, которых вначале не было.
Научение возможно только в том случае, когда сходные ситуации, на которые организм реагирует определенным положительным переживанием, повторяются. При этом важно знать, что одним из самых сильных положительных переживаний является состояние избавления от страдания, которое с особой силой, по мнению психологов, способствует научению.
Научение обеспечивает выживание не вообще, а выживание в конкретных ситуациях. Приспособление подростка в своей семье часто не обеспечивает выживания вне семьи, что видно, например, когда подросток становится наркоманом под влиянием подростковой шайки. Выживание можно понимать двояко: как шанс не умереть, оставить потомство и как возможность повысить уровень благополучия. Человек стремится повышать свое благополучие, которое сопровождается приятными переживаниями. Подросток приучается к своей группе и это повышает его благополучие. Однако может быть так, что поведение, которое способствует благополучию в группе, может приводить к неблагополучию и даже гибели вследствие развития алкогольной или наркотической зависимости.