Научение

Каждое поведение исполняет определенную функцию в жизни человека. Еда даст восстановление энергии и строительного материала нужного для тела Но она еще и исполняет функцию получения удовольствия. Драка или убегание исполняют защитные функции. Прием алкоголя может исполнять функцию, облегчающую общение. Эти функции могут возникать или исчезать. Возникновение новых функций можно непосредственно наблюдать в лабораторных экспериментах. Собака в клетке трогает лапой разные предметы, и это поведение выполняет ориентировочную функцию. Потрогать лапой значит узнать о предмете кое-что. Однако, в особом случае, запланированном экспериментатором, после нажимания на рычат появляется мясной шарик. Если это будет повторяться, то нажимание лапой приобретает новую, пищевую функцию, точнее функцию добывания пищи. В этом случае говорят, что произошло научение: животное научилось нажимать на рычаг для получения пищи.

Но ведь животное умело нажимать на рычаг и ранее. Чему же оно научилось? - недоуменно спрашивает внимательный читатель.

Сама структура поведения осталась той же. Однако у поведения появилась новая функция. Пищевая функция пришла на место ориентировочной. Она пришла объективно: собака научилась добывать пищу, нажимая лапой на рычаг, а раньше прикосновение к рычагу давало лишь удовлетворение любопытства. Голод и.любопытство - разные вещи. Результат можно определить так, что собака приобрела психическую зависимость от рычага в результате научения. И эта зависимость поддерживается голодом.

Научение - понятие, обозначающее процесс становления новых видов, поведения или новых их функций. Научение, можно определить как возникновение новых видов и функций поведения, в результате которых достигается приспособление к повторяющимся ситуациям. В этом смысле становление зависимости также может рассматриваться как результат определенного научения, в результате которого возникают определенные желания и определенная технология их удовлетворения. Поэтому становление зависимости можно трактовать как появление нового управителя поведения человека.

После некоторой привычки алкогольное поведение сначала начинает выполнять функции повышения удовольствия в общении. Но со временем алкогольное поведение приобретает защитные функции, так как позволяет избавляться еще, скажем, от чувства вины или заботы. Постепенно возникает психическая зависимость, которая проявляется в том, что человек «зализывает рану от обиды» с помощью алкогольного поведения. Влечение к алкоголю обычно у этого человека усиливается в момент переживания плохих эмоций, выхода из которых он ищет в общении. Энергия плохой эмоции при этом трансформируется во влечение к алкоголю: чем сильнее боль от стыда или обиды, тем сильнее влечение к алкоголю. Если такая защита повторяется достаточно часто, то связь упрощается. Человек уже перестает переживать сознательно обиду или вину, вместо этих переживаний он сознательно испытывает влечение, жажду алкоголя.

На фазе физической зависимости алкоголь уже перестает выполнять функции получения удовольствия, а становится только средством избавления от страдания похмелья. Аналогичное развитие имеет место и в курении табака. Мы видим, что одно и то же поведение теряет изначальные функции и приобретает функции, которых вначале не было.

Научение возможно только в том случае, когда сходные ситуации, на которые организм реагирует определенным положительным переживанием, повторяются. При этом важно знать, что одним из самых сильных положительных переживаний является состояние избавления от страдания, которое с особой силой, по мнению психологов, способствует научению.

Научение обеспечивает выживание не вообще, а выживание в конкретных ситуациях. Приспособление подростка в своей семье часто не обеспечивает выживания вне семьи, что видно, например, когда подросток становится наркоманом под влиянием подростковой шайки. Выживание можно понимать двояко: как шанс не умереть, оставить потомство и как возможность повысить уровень благополучия. Человек стремится повышать свое благополучие, которое сопровождается приятными переживаниями. Подросток приучается к своей группе и это повышает его благополучие. Однако может быть так, что поведение, которое способствует благополучию в группе, может приводить к неблагополучию и даже гибели вследствие развития алкогольной или наркотической зависимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: