Значение научаемости

Если человек быстро научается чему-либо, то результат будет зависеть от того, чему он научился. Как правило, научение обеспечивает приспособление к той ситуации, в которой происходило научение. Если же обстоятельства изменились - а навыки остались прежними, то полезные навыки могут стать вредными. В этом случае выживание зависит от способности организма переучиваться. Однако не всегда быстрое переучивание благоприятно. Те привычки подростка, которые возникли в семье, часто оказываются непригодными для выживания в подростковой шайке. В данном случае быстрое переучивание и приобретение новых шаблонов поведения с одной стороны способствует приспособлению к сообществу сверстников, а с другой - создает проблемы в школе и в семье. Иногда плохая обучаемость может оказаться выгодной. У лиц с хорошей научаемостью быстрее развиваются и достоинства, и пороки. Не зря говорят: "Какой был талантливый человек, а спился! А этот, скажем, дурак пьет и не спивается". Да он просто научается медленно.

Выживание - это не только избегание смерти и оставление потомства, но и достижение более высокого уровня и длительности благополучия в жизни. Изменения в поведении в результате научения могут быть преходящими или устойчивыми. Возникающие виды поведения могут сохраняться или исчезать в зависимости от их пригодности к новым условиям и обстоятельствам. Происходит как бы отбор поведений по их эффективности в обеспечении выживания. То, что Ч.Дарвин называл выживанием наиболее приспособленных, мы склонны понимать трояко,

· как эффективное научение новым видам поведения во взаимодействии организма со средой,

· научение функциональных систем внутри организма,

· более эффективное умственное обеспечение управления поведением живого существа.

Не всякие изменения в поведении являются научением. Например, не является научением появление пищевого поведения, пробужденное чувством голода. Это не научение, а динамика поведения, в котором психическая структура имеющегося в памяти поведения остается неизменной. Поведение по структуре, (программа, управление) остается тем же, что и было в памяти животного, но меняются способы проявления поведения. Научением же являются только изменения, в результате которых появляются или исчезают новые виды поведения или их функции.

Мы уже увидели, что научение не обязательно способствует выживанию. Научение может способствовать немедленной гибели или может привести к болезни, убивающей человека или животного в зависимости от того, чему оно научается. Оно может резко снижать благополучие человека или животного. Итак, не всякое научение способствует выживанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: