Благополучие и выживание

Под благополучием мы понимаем то состояние, в котором организм или желает пребывать, или стремится возвратить его. Для этого он совершает некоторое поведение, которое мы назовем «приближающим». Неблагополучие - это состояние, от которого организм желает избавиться. Оно вызывает у организма поведение избавления. Эти два вида поведения закономерны и действуют в любом живом существе. Попытки утверждать, что человек выше этого закона не основательны.

Благополучие конкретно и существует здесь и теперь. Оно способствует выживанию, только в конечном счете. Животное, съевшее отравленную приманку, вначале чувствует себя благополучно, так как оно освободилось от неприятного переживания голода. Однако оно остается благополучным только на время скрытого действия яда. Потом это состояние сменяется неблагополучием. Аналогично курение или употребление наркотика создает состояние временного благополучия, но не способствует выживанию. Поэтому понятие научения относится двояко к понятию выживания. Благополучие не обязательно означает эффективное выживание. В соответствии с этим не всякое научение способствует выживанию. Поэтому понятие благополучия следует мыслить с учетом окружения, времени и обстоятельств.

Поскольку вследствие научения возникает зависимость, то рассуждения, приведенные выше, можно распространить и на зависимость. Зависимость может быть естественна, унаследована вроде нашей зависимости от воздуха, еды и питья. Она обусловлена наследственностью и рождением и разрыв этих зависимостей болезнен и даже смертелен. Иные зависимости могут возникать вследствие научения. Наши зависимости от успеха или признания со стороны других являются результатом научения. Но их неестественность не означает безболезненности. Страдания от неудачи или непризнания более болезненны, чем нарушение телесных связей.

Научение бывает скрытым и явным. В последнем случае каждый знает, чему он или другой человек научается. Скрытое, латентное научение имеет место, когда этот процесс протекает помимо намерений человека. В тех случаях, когда мы получаем удовольствие от какого-либо поведения, происходит научение этому подкрепляемому поведению, если даже мы и не предполагаем, что научение происходит Следствием этого наступит момент, когда у нас появится новое желание совершать это поведение только ради получения УДОВОЛЬСТВИЯ, которым оно ранее сопровождалось. Причем не имеет значения, откуда возникает это удовольствие - или оно обусловлено завершением самого поведения, или привносилось извне. В случае научения курению отвратительный вкус во рту. неприятный запах дыма постепенно становятся приятными по мере привыкания и положительного подкрепления, вызываемого интоксикацией, релаксацией и моральной поддержкой группы курильщиков. Отвратительный вкус водки в конечном счете не может вызвать отвращение к алкоголю, так как повторяющиеся приятные переживания первоначальной стадии опьянения являются мощными подкреплениями, способствующими научению алкогольному поведению. Причем ни один человек, выпивая рюмку, не намеревается стать алкоголиком. Эту работу по превращению обыкновенного человека в обыкновенного алкоголика совершает латентное научение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: