(О разделении общественного труда [1, с.51-216].
Функция разделения труда = установление чувства солидарности (а именно, органической солидарности):
"...истинная функция его — создавать между двумя или несколькими людьми чувство солидарности" [1, с.58].
"Именно разделение труда все более и более исполняет роль, которую некогда исполняло общее сознание; именно оно главным образом удерживает единство социальных агрегатов высших типов" [1, с. 166].
Структурные изменения обществ, вызывая рост индивидуальности, все более сужают сферу контролирующего действия общего сознания.
"Именно оно [разделение труда] чаще всего делает сплоченными общества, внутри которых мы живем. Именно оно также определяет существенные черты их структуры. И все заставляет предполагать, что в будущем его роль с этой точки зрения будет несомненно возрастать" [1, с. 183].
Разделение труда порождает рост органической солидарности (что выражается в развитии кооперативного труда):
"Разделение труда порождает юридические правила, определяющие природу и отношения разделенных функций, но нарушение этих правил влечет за собой только восстановительные меры..." [1, с.214]
|
|
ПРИЧИНЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА [1, С.217-327]
Разделение труда порождается причинами морфологического порядка (структурными изменениями обществ):
= развитие разделения труда сопряжено с исчезновением "сегментарной" структуры = границы "сегментов" становятся "проницаемыми", социальные контакты между индивидами выходят за пределы сегментов, умножается количество социальных связей.
"Разделение труда прогрессирует, стало быть, тем более, чем больше число индивидов, которые находятся в достаточном соприкосновении, чтобы иметь возможность воздействовать друг на друга" [1, с.239].
ПРИЧИНЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА:
(1) Рост "моральной" (или динамической) плотности ■
= рост количества межиндивидуальных контактов.
Три основных способа "прогрессивного уплотнения обществ":
1. Концентрация населения (рост плотности населения = количества индивидов, живущих на единице площади).
2. Образование и развитие городов (= точек повышенной концентрации социальной массы).
3. Развитие средств коммуникации (транспортного сообщения и связи)
// "Материальная" и "моральная" плотность тесно связаны (однопоряд-ковые явления).
(2) Рост объема обществ:
= "Если уплотнение общества производит этот результат, то потому, что оно умножает внутрисоциальные отношения. Но последние будут еще многочисленнее, если, кроме того, общее число членов общества станет значительнее. Если общество включает в себя больше индивидов, находящихся в то же время в более тесном соприкосновении, то действие непременно усилится. Социальный объем, стало быть, оказывает на распределение труда то же влияние, что и плотность" [1, с.243].
|
|
"Разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности обществ, и если оно прогрессирует непрерывно в процессе социального развития, то потому, что общества становятся постоянно более плотными и, как правило, объемистыми" [1, с.244].
"Мы не говорим, что возрастание и уплотнение обществ допускают все большее разделение труда, но утверждаем, что они обусловливают его необходимость. Это не орудие, посредством которого осуществляется разделение труда; это — определяющая причина его"[1, с.245].
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА [1, с.328-367].
Разделение труда принимает патологическую форму, когда оно не производит солидарности, т. е.
если не создаются мораль и право (моральные и правовые предписания), охватывающие и регулирующие новые, возникшие благодаря разделению труда отношения (соответственно, разлад во взаимодействии и взаимосогласовании функций). Аномическое разделение труда.
10. Понятие "аномия"
Аномия = состояние функциональной дезорганизации (неотрегулированности отношений между функциями, их неслаженности); состояние нормативно-ценностного вакуума, несоответствия одних ценностей и норм другим; отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивидов.
"...Граница между дозволенным и недозволенным, справедливым и несправедливым... совершенно неустойчива и, кажется, может перемещаться индивидами почти произвольно. Столь неопределенная и неустойчивая мораль не может создать дисциплину". Жизнь "в значительной мере лишена умеряющего воздействия образца. Именно с этим аномическим состоянием связаны непрерывно возрождающиеся конфликты и всякого рода беспорядки. Поскольку ничто не сдерживает существующие силы и не очерчивает им границ, которые бы они уважали, они стремятся развиваться неограниченно, взаимно подавить и покорить друг друга..." [1, с.6]. "Если всякий авторитет... отсутствует, то господствует право сильного и явное или скрытое состояние войны непременно становится хроническим.
То, что такая анархия — явление болезненное, совершенно очевидно, поскольку она противоречит самой цели существования всякого общества, которая состоит в уничтожении или, по крайней мере, ослаблении войны между людьми..." [1, с.7].
Дюркгейм отмечает состояние правовой и нравственной аномии в экономической жизни (начало XX в.):
его источник = развитие экономических функций и все возрастающая роль в обществе экономической деятельности; неразвитость профессиональной этики (которая должна регулировать отношения людей в рамках экономической деятельности) приводит к тому, что люди, проводящие большую часть жизни в экономической деятельности, находятся здесь "вне всякого морального влияния".