Функции менеджмента

Контрольные вопросы

Глава 7. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

1. В чем состоит сущность понятия «цели»?

2. С чего начинается целевая функция организации?

3. Что может являться общей целью организации и какие задачи определяют оперативные, тактические и стратегические цели?

4. Каковы основные функции предприятия, выделенные французским ученым и практиком А. Файолем?

5. Что представляют собой содержание, процесс осуществления и структура функции? Как это можно проиллюстрировать на примере конкретной функции?

6. Каковы отличительные особенности стратегического планирования?

7. Какие виды стратегий вы знаете? В чем заключаются их особенности?

8. Каковы виды действий, предусмотренные разработкой корпоративной стратегии?

9. Какие конкурентные подходы используют компании для формирования конкурентных преимуществ?

10. Какой уровень менеджмента отвечает за разработку деловой стратегии?

11. К какому управленческому плану действий относится функциональная стратегия?

12. Какие основные элементы включает в себя процесс стратегического планирования?

13. Какие задачи решает менеджмент компании в ходе анализа сильных и слабых сторон организации?

14. Какие стратегические альтернативы могут быть использованы компанией? Какие факторы влияют на их выбор?

15. Каковы действия, предпринимаемые руководством компании для реализации стратегического плана?

16. Какие разделы включает в себя бизнес-план компании?

17. Какие документы входят в состав финансового раздела бизнес-плана компании?

18. Что такое процесс мониторинга бизнес-плана компании?

19. В чем состоит различие механистического и органического типов организации? При наличии каких условий данные типы организаций являются наиболее эффективными?

20. Какой признак деления организации на структурные единицы положен в традиционной, дивизиональной и матричной организациях?

21. Существует ли оптимальный тип организации, который можно рекомендовать к практической реализации всем организациям? Если да, то какой из типов организации может подойти на эту роль?

22. При каких условиях целесообразно использование матричной структуры организации? В чем заключается сложность использования на практике матричной структуры?

23. В чем состоит психологический аспект мотивации труда?

24. Какие основные концепции мотивации раскрывают ее как экономическую категорию?

25. Каково содержание теории потребностей А. Маслоу?

26. Какие основные потребности рассматриваются в теории Д. Мак-Клелланда?

27. Какие результаты труда работников можно определить в соответствии с теорией Ф. Герцберга?

28. В чем заключается сущность теории К. Альдерфера?

29. В чем состоит смысл процессуальных теорий?

30. Какова основная сущность теории ожидания В. Врума?

31. Какое воздействие на работников оказывает теория С. Адамса?

32. В чем заключается практическая применимость модели Портера-Лоулера?

33. Каковы типы руководства теории Д. Мак-Грегора?

34. Какие виды контроля вы знаете?

35. Какие этапы включает процесс контроля?

36. В чем заключается суть концепции контроллинга?

37. Какие задачи контроллинга являются приоритетными для российского менеджмента?

Основные функции менеджмента сформулировал А. Файоль в работе «Основные черты промышленной администрации ¾ предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». В ней он указал, что управлять ¾ значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать.

Термин «функция» образован от лат. functio ¾ обязанность, круг деятельности, назначение, роль. В. И. Набоков и А. К. Семенов определяют функции управления как относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности.1 Функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумевают действия, осуществляемые в рамках конкретной функции.

Содержание действий и функций, реализуемых в процессе управления, зависит от типа организации, ее размеров, отраслевой принадлежности, уровня в управленческой иерархии, роли внутри организации и других факторов.

М. П. Переверзев считает функцию менеджмента целенаправленным видом управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.2 Он указывает, что такие функции формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью и однородностью содержания, а также спецификой персонала, необходимого для ее выполнения.

Существуют различные подходы к классификации функций управления. Так, Е. Е. Вершигора подразделяет функции управления на общие и конкретные.3

Общими функциями являются прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, мотивация, контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла и определяют специализацию труда. Особенность общих функций состоит в их взаимном проникновении.

Конкретные функции характеризуются принадлежностью управления в целом к деятельности организации или конкретным стадиям производственного процесса. Эти функции также устанавливаются по направленности на определенные факторы производства или содержанию задач обеспечения управления. Конкретные функции могут включать в себя подфункции, или специальные функции, которые представляют собой комплекс мер, направленных на достижение одной или нескольких целей организации.

По признаку участия в организации управления М. П. Переверзев выделяет общие, специальные (частные) и вспомогательные функции.4 Он указывает, что общие, или основные, функции при управлении предприятием проявляются принципиально одинаково в любой сфере деятельности. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль. Специальными, или частными, функциями являются делопроизводство, обеспечение оргтехникой и ее использование. В организации их выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.

Вспомогательные функции зависят от процесса обеспечения (компьютерного и информационного, логистики, контроля качества и т. п.). Они взаимосвязаны с основными функциями компании, косвенно работают на потребителя, но клиент не соотносит их с конкурентоспособностью продукта. Предприятия могут передавать выполнение непрофильных, вспомогательных функций внешней организации для сокращения операционных расходов.

Современные исследователи разработали перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров или заключение сделок и др.

Заслуживает внимания позиция ученых, которые выделяют пять общих функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Планы содержат перечень работ, необходимых для достижения поставленных целей, а также определяют последовательность, ресурсы и время их выполнения. Планирование включает в себя:

· установление целей и задач;

· разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

· определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

· доведение планов до работников, которые должны их выполнять, и лиц, несущих ответственность за их реализацию.

Функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Организация представляет собой работу руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур предприятия в соответствии с ее целями и планами. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы.

В современных условиях мотивация рассматривается с позиции создания внутреннего побуждения к действию. Она является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководитель должен определить эти потребности и обеспечить работнику способ удовлетворять их путем эффективной работы.

Контроль необходим для достижения поставленных целей путем сопоставления фактически достигнутых и прогнозируемых результатов. Эта функция позволяет получить информацию, необходимую для внесения коррективов в деятельность предприятия.

Координация обеспечивает бесперебойность и непрерывность процесса управления. Ее главная задача ¾ обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных коммуникаций между ними. Для выполнения этой функции могут использоваться документальные источники (например, отчеты, аналитические материалы), а также результаты обсуждения проблем на совещаниях, собраниях и т. д.

Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных функций (видов деятельности), каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями предприятия, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий. Сфера управления охватывает не только производство, но и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), реализацию, финансы, коммуникации.

К задачам управленческой деятельности относятся: определение конкретных целей развития предприятия; выявление их приоритетности и последовательности реализации; разработка на этой основе хозяйственных задач и выявление путей их решения; выработка системы мер для решения намеченных проблем; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; контроль за выполнением поставленных задач.

Управленческие функции осуществляет специальный аппарат, состоящий из взаимосвязанных подразделений. За каждым из них закреплены свои специфические функции. Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу ответственности соответствующего органа управления.

Объектом управления со стороны менеджмента в организации являются пять групп функциональных процессов:

1) управление производством ¾ предполагает, что соответствующие структурные подразделения осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в конечный продукт, который организация предлагает целевым потребителям;

2) управление маркетингом ¾ обеспечивает удовлетворение потребностей целевого сегмента рынка за счет формирования комплекса маркетинга;

3) управление финансами ¾ заключается в оптимизации величины и структуры финансовых ресурсов предприятия;

4) управление персоналом ¾ позволяет использовать возможности и способности работников для достижения целей организации;

5) управление эккаунтингом ¾ состоит в управлении процессом обработки и анализа финансовой информации о деятельности предприятия для сопоставления фактического состояния с желаемым. Это способствует диагностике проблем и определению путей их решения.

Рекомендация:

1 Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: учебник. М.: Дашков и К°, 2004.

2 Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Г. Менеджмент: учебник / под общ. ред. проф. М. П. Переверзева. М.: ИНФРА-М, 2002.

3 Вершигора Е. Е. Менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.

4 Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Г. Менеджмент: учебник / под общ. ред. проф. М. П. Переверзева. М.: ИНФРА-М, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: