Т. ПАРСОНС:
"Какими бы ни были происхождение и процессы развития сим
волических систем, совершенно ясно, что удивительная
сложность систем человеческой деятельности невозможна
без относительно стабильных символических систем, значе
ние которых в основном не связано с частными ситуациями.
Самым важным следствием из этого обобщения является
возможность коммуникации" [2, с.63]. ______________________
"...Различные элементы ситуации приобретают специальное «значение» для «Я» в качестве «знаков» или «символов», соответствующих организации его системы ожиданий. Знаки и символы, особенно там, где существует социальное взаимодействие, приобретают общее значение и служат средством коммуникации между действующими лицами. Когда возникают символические системы, способные стать посредниками в коммуникации, мы говорим о началах «культуры», которая становится частью систем действия соответствующих действующих лиц..." [2, с.56].
"...наиболее важными компонентами любой системы действия являются символические коды, с помощью которых осуществляется конкретная адаптивная деятельность" [3, с.83].
|
|
Символические коды не наследуются; они передаются посредством обучения. Важнейшее место среди них занимает язык.
В каждой системе вырабатываются свои "обобщенные посредники".
Поскольку (с точки зрения Парсонса) экономическая теория — частный случай теории социальных систем,
то из экономической теории можно брать модели для анализа других социальных подсистем.
"В условиях далеко зашедшего разделения труда взаимообмены предполагают существование некоторых обобщенных механизмов-посредников. В экономике таким механизмом являются деньги" [3, с.85].
ДЕНЬГИ = "одно из проявлений целого «семейства», или класса, символических посредников" —
= это не вещь;
= это особый "способ символической коммуникации";
= это "специализированный язык для передачи определенного вида намерений и условий совершения сделок".
В сфере политической жизни аналогом денег является политическая власть
(следовательно, на власть можно распространить, соответствующим образом их модифицировав, такие понятия, как "инфляция", "дефляция", "создание кредита" и т. п.).
Обобщенные символические посредники обеспечивают взаимообмены между системами. Между любыми двумя подсистемами устанавливаются два основных типа взаимообмена:
(1) обмен ресурса на посредника;
(2) обмен продукта на посредника.
В социальной системе "обобщенными посредниками" являются:
- в секторе А (1) деньги;
- в секторе G (2) власть;
|
|
- в секторе / (3) влияние = "способность убеждать";
- в секторе L (4) "обязанности" ("ценностные приверженности") = лояльность к
группе.
Каждый из посредников может быть обменен на:
(1) реальные потребительские вещи (например, деньги — на предметы потребления);
(2) другие посредники (например, деньги — на обязательство добросовестно работать).
17. Парадигма эволюционного изменения
В эволюционном изменении общества Парсонс выделяет четыре основных процесса.
(1) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ: увеличение внутренней дифференциации систем на функционально взаимозависимые подсистемы.
"Прежде всего речь должна идти о процессе дифференциации" [4, с. 138].
(2) ИНТЕГРАЦИЯ: установление в дифференцировавшихся друг от друга системах новых принципов и механизмов интеграции.
"Процессы дифференциации выдвигают новые проблемы, связанные с интеграцией системы" [4, с. 138].
(3) УСИЛЕНИЕ АДАПТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ ПОДСИСТЕМ: возрастание в
дифференцированных системах способности к выживанию в определенных
условиях внешней среды:
адаптивное усиление требует освобождения специализированных функциональных способностей от предписаний более диффузных структур (опора на все более генерализованные ресурсы).
(а) возрастающая дифференциация систем личности, общества,
культуры и организма по отношению друг к другу;
(б) увеличение внутренней дифференциации каждой из этих подсис
тем действия;
(в) возникновение новых интегративных структур в подсистемах.
(4) АДАПТИВНОЕ УСИЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЯ В ЦЕЛОМ: повышение
способности к выживанию каждой из подсистем действия, а также всей сис
темы действия в условиях "окружающей среды".
"Среди процессов изменения наиболее важными для эволюционной перспективы являются процессы, усиливающие адаптивную способность либо внутри общества путем порождения нового типа структуры, либо через культурное проникновение и вовлечение других факторов в комбинации с новым типом структуры внутри других обществ..." [4, с. 137].