Всем социальным системам присущи некоторые общие изменяющиеся свойства.
Типовые (или модельные) переменные: См.:
(1)"Аффективность — аффективная нейтральность". [6, с.128-141];
(2)"Диффузность — специфичность". [9, с.68-69];
(3)"Универсализм — партикуляризм". [10, с.175-181].
(4) "Достижение — аскрипция".
(5)"Ориентация на себя — ориентация на коллектив".
Типовые переменные выражают дихотомический характер решений, нормативных требований и ценностных ориентации.
В любой ситуации любое действующее лицо должно сделать пять специфических выборов, решить пять дилемм:
каждая специфическая ориентация действия характеризуется образцом, образуемым определенным сочетанием выборов по этим пяти дилеммам.
Делая что-то, индивид уже de facto осуществил эти выборы.
В рамках этих альтернатив заключены все возможные ориентации действия; это явные или латентные выборы, которые делает актер, прежде чем действовать.
1. АФФЕКТИВНОСТЬ — АФФЕКТИВНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ:
количество эмоций или аффекта, вкладываемое во взаимодействие в данной ситуации.
|
|
2. ДИФФУЗНОСТЬ — СПЕЦИФИЧНОСТЬ:
строить ли отношение к объекту с точки зрения его специфики (места и функций) в данном действии или же относиться к объекту как к целостному комплексу качеств, свойств и т. п.
3. УНИВЕРСАЛИЗМ — ПАРТИКУЛЯРИЗМ:
следует ли в оценке других людей и суждениях о них в данной ситуации взаимодействия применять стандартизированные (общие, универсальные) критерии или субъективные (партикулярные) стандарты (свои и своей группы);
иначе говоря, должна ли даваться оценка в рамках объективных универсальных критериев или более субъективных, партикулярных стандартов.
Например, общая универсальная заповедь "не убий" может противоречить партикулярному (расовому, религиозному и т.п.) стандарту, позволяющему или даже требующему убивать "чужих".
4. ДОСТИЖЕНИЕ — АСКРИПЦИЯ:
оценивать ли актеров с точки зрения исполняемых ими ролей или на основе их от природы заданных свойств (пола, возраста, расы и т. п.),
/т». е. следует ли строить отношения с другими на основе их достижений или же на основе "приписанных" им, не связанных с ролями качеств.
// Эта дихотомия позже была переименована в "исполнение — качество".
5. ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ — ОРИЕНТАЦИЯ НА КОЛЛЕКТИВ:
в какой мере действие должно быть ориентировано на личные интересы и цели, в какой — на групповые,
т. е. что должно быть поставлено выше: личные цели или цели группы?
// Позднее эта пара типовых переменных была Парсонсом упразднена.
Связь типовых переменных с AGIL:
типовые переменные соотносятся с функциональными императивами системы. Ценностные и мотивационные ориентации действия включают:
|
|
(а) дилемму, характеризующую собственно ориентацию дейст
вующего лица;
(б) дилемму, характеризующую социальный объект.
Установки | Объект | Функциональные императивы | |
Специфичность | Универсализм | Адаптация | А |
Аффективность | Исполнение <достижение> | Целедостижение | G |
Аффективная нейтральность | Качество <аскрипция> | Поддержание латентного образца | |
Диффузность | Партикуляризм | Интеграция | L |
<< |
.»» |
15. Взаимоотношения между подсистемами:
<(■ |
I» |
ВХОДЫ И "ВЫХОДЫ
Система из четырех дифференцированных подсистем, связанных шестью системами двойных взаимообменов, регулируемых четырьмя обобщенными посредниками
В обменах между подсистемами:
(1) "ВХОДЫ" — поступающие в подсистему (любую из четырех) из других подсистем ресурсы;
(2) "ВЫХОДЫ" — продукты подсистемы, являющиеся ресурсами для других трех подсистем.
Прототип такого обмена (пример):
обмен трудовых способностей, производимых в семье, на обязательства снабжения ее потребительскими товарами.
В каждой системе образуется свой "обобщенный посредник".