Дифференциация

СУТЬ ПРОЦЕССА.

"Элемент, подсистема или категория элементов и подсистем, обладая своим от­носительно четко определенным местом в обществе, разделяется на элементы и системы (обычно две), различающиеся как по структуре, так и по функциональному значению для более широкой системы" [4, с. 138].


Например, в крестьянских обществах household является и местом прожи­вания, и местом работы для членов семьи;

в промышленных обществах выделяются специализированные места ра­боты (мастерские, фабрики, офисы и т. д.).

Иначе говоря, происходит дифференциация производственной организа­ции от домашнего хозяйства:

разделяются два набора ролей и коллективов и (соответственно) их функ­ции.

"Чтобы дифференциация способствовала сбалансированности, большей развито­сти системы, каждая вновь отдифференцировавшаяся подсистема... должна уве­личивать адаптивную способность при осуществлении своей первичной функции в сравнении с осуществлением этой функции в предшествующей, более диффузной структуре" [4, с. 138].

Например, экономическое производство более эффективно на фабрике, чем в домаш­нем хозяйстве.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОДСИСТЕМ ОБЩЕСТВА Исходное состояние:

"... чрезвычайно низкий уровень дифференциации среди... четырех подсис­тем <системы действия> —... приближающийся к тому минимальному уровню, который совместим с человеческим уровнем действия" [4, с. 143].

Тенденция функциональной дифференциации:

"Увеличивающаяся сложность систем... включает развитие подсистем, специализирующихся на более специфических функциях в действии сис­темы как целого и на интегративных механизмах, которые увязывают функционально дифференцированные подсистемы" [4, с. 142].

Социетальные системы имеют тенденцию дифференцироваться на четыре первичные подсистемы.

(1) Система поддержания образца (L).

Она "первая становится очевидно дифференцированной от других соци­альных систем":

выделение религиозной системы, отделение церкви от государства являет­ся функциональной дифференциацией культурной системы от социальной системы.

(2) Автономная правовая система:

интегративная социетальная система (I);

дифференциация интегративной системы от политического устройства.

(3) Политическая система

система целедостижения (G).


(4) Экономическая система

адаптивная система (А).

Важнейшим индикатором выделения (дифференциации) экономики являет­ся появление денег и рынков.

19. Эволюция общества в направлении "обобщенной

адаптивной способности"


Т. Парсонс:


"В ходе эволюции способность к адаптации (обеспечению средств)
становится все более и более генерализованной..."
[3, с.81]. ____________


"Система или подсистема, претерпевающая процесс дифференциации, сталкива­ется... с функциональной проблемой...: установление такого варианта ценностно­го образца, который подходит для нового типа возникающей системы. Поскольку этот тип в общем более сложный, чем его предшественник, то его ценностный образец должен быть сформулирован на более высоком уровне общности для того, чтобы легитимировать более широкое многообразие целей и функций подразделе­ний" [А, с. 140].

20. Стабилизационная направленность структурно-функционального подхода Парсонса. Понятие "интеграция"


Т. Парсонс:


"Структура ее <системы> заключается в том, что система оп­
ределенных стандартов, обнаруживающихся в определенных пре­
делах при эмпирическом наблюдении, «стремится к сохранению»
или, по более динамическим версиям, «стремится к развитию»,
согласно эмпирически постоянному образцу (например, образцу
роста молодого организма)"
[1, с.23]. ___________________________


"Я считаю, что основной проблемой социологии как теоретической дисциплины является интеграция социальных систем, включая в первую очередь препятствия к ее достижению и случаи безуспеш­ной интеграции" [7, с.27].

Социология должна изучать не всю социальную систему, а "лишь один, пре­имущественно функциональный ее аспект", а именно:

"структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих сис­тем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции, равно как и силы, благоприятствующие интеграции или же препятствующие ей" [7, с.364].


ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

"Под интеграцией я подразумеваю... такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системылюдьми, играющими те или иные роли, коллективами и компонентами нормативных стандартов,либо упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоничное их функционирова­ние в соответственных связях друг с другом в системе, либо, наоборот, не упоря­дочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым образом. Ин­теграция имеет как негативный, так и позитивный аспекты" [7, с.364].

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СОЦИЕТАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

(1) "Достаточная степень непротиворечивости, определенности и обобщенно­
сти норм, определяющих экспектации" [7, с.366]:

(a) относительная согласованность норм, определяющих ожидания в различных контекстах действия одного и того же человека (или коллектива);

(b) относительная непротиворечивость норм на уровне социетальной системы в целом.

"Уровень обобщенности нормативной системы имеет первостепенную важность для сочетания высокого уровня социальной интеграции с вы­сокой адаптивностью в экономическом смысле и высокой эффективно­стьюв политическом" [7, с. 368].

(2) Институционализация системы норм:

интеграция норм посредством интегрированной системы санкций (правовых, моральных и т. п.).

"...Каждый данный компонент нормативной системы в дополнение к тому,
----- что определенные им экспектации соблюдаются добровольно, подкрепля­
ется еще и санкциями двух или более типов" [7, с.368].

Наиболее важны моральные санкции.

(3) Сочленение социетального сообщества с культурной системой, ее норма­
тивным аспектом, ценностями (посредством моральных санкций).

Легитимизация нормативной системы:

"сочленение системы норм и экспектации с «регулирующими» их ценностями".

(4) Интеграция нормативной системы с организацией коллективов (системой ролей).

(5) Интернализация системы нормативных ожиданий в личности отдельного человека.

Интеграция норм и мотиваций действующих индивидов.

(а) интернализация целевой структуры — усвоение принятых, же­
лаемых, допустимых, приемлемых целей;

(б) интернализация мотивационных структур (СОЦИАЛИЗАЦИЯ);

(в) интернализация социальных норм и ценностей.


(6) В дифференцированных сложных обществах необходимы многочисленные механизмы СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

"Ввиду своей особой заинтересованности проблемами интеграции социальных сис­тем социология, естественно, склонна придавать особое значение условиям ста­бильности" [7, с.376].

Литература

1. Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология. Толкот Парсонс. М.: ИНИОН РАН, 1994. С. 15-52.

2. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Там же. С. 53-78.

3. Парсонс Т. Некоторые проблемы общей теории в социологии // Там же. С. 79-103.

4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Там же. С. 104-153.

5. Парсонс Т. Теория действия и условия человеческого существования (Реферат) //Там же. С. 154-183.

6. Парсонс Т. Основные черты теории социального действия. Эталонные пе­ременные (Реферат) // Социальная стратификация. М.: Институт народно­хозяйственного прогнозирования РАН, 1992. Вып. II. С. 122-141.

7. Парсонс Т. Введение // Американская социология. М., 1972. С. 25-36.

8. Парсонс Т. Общий обзор // Там же. С. 360-378.

9. Тернер Р. Структура социологической теории. М., 1985. С. 58-100.

10. История буржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979. С. 161-199.

11. Миллс Ч. Высокая теория //Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 147-167.

12. Александер Дж. Интерпретация классики как теоретический аргумент: Тал-котт Парсонс и его критики в послевоенный период // Современная зару­бежная социология. М., 1993. С. 47-62.

13. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологи­ческая мысль. С. 464-480.

14. Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. Вып. I. С. 114-137.

15. Парсонс Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратифика­ции //Социальная стратификация. Вып. II. С. 50-121.


Роберт МЕРТОН

ПЛАН

1. Критика Парсонса.

2. Теории среднего уровня.

3. Функциональный анализ: общая характеристика.

За. Основные постулаты прежнего функционального анализа и их критика

Мертоном. 36. Основная теорема функционального анализа. Зв. Мертоновская стратегия функционального анализа. Зг. Понятие "функция".

Зд. Понятия "дисфункция" и "социологическая амбивалентность". Зе. Явные и латентные функции.

Зж. "Парадигма для функционального анализа в социологии": 11 положений. Зз. Процедурные правила функционального анализа.

4. Социальная структура и аномия.

5. Бюрократическая структура и личность.

6. Социология науки.

ба. Этос науки.

бб. Наука и социальная структура.


1. Критика Парсонса

Р. Мертон — создатель альтернативного варианта структурно-функциональ­ного подхода.

Суть критики Мертоном социологической теории Парсонса.

Построение всеобъемлющей теоретической системы преждевременно ввиду отсутствия необходимого для ее создания теоретического и эмпири­ческого фундамента.

Такая общая теория не будет заключать в себе ясно сформулированных и поддающихся эмпирической проверке суждений об отношениях между четко определенными переменными; максимум, на что она способна, — это задавать общую ориентацию.

В силу этого предложенная Парсонсом всеобъемлющая система понятий бесполезна и бесплодна; по существу это даже не теория, а философ­ская система.

"Искать тотальную философскую теорию, в которой наблюдения о всех ас­пектах социального поведения, организации и изменений заняли бы предна­чертанные им места,значило бросить такой же дерзкий вызов и так же мало обещать, как это делали многие всеобъемлющие философские системы, которыми совершенно заслуженно перестали пользоваться" (цит. по [4, с. 101]).

Всеобъемлющая теория, строящаяся в отрыве от эмпирических исследо­ваний, фактически ничего не может им дать.

Однако и создание перечней эмпирических суждений, без теоретической интерпретации, —дело неплодотворное.

Следовательно, необходима альтернативная форма функционализма, которая была бы меньше связана с целостными системами и абстрактными суждения­ми о функциональных потребностях;

необходима иная стратегия построения общей теории.

В качестве такой стратегии Мертон предложил стратегию построения теорий среднего уровня:

для начала необходимо сосредоточить внимание на взаимных влияниях, оказываемых на систему в целом и друг на друга ее специализированны­ми частями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: