Обусловленность: анатомия страха

Каждый из нас может испытывать страх в той или иной форме.

Страх — это часть синдрома «борьба—бегство», который унаследован

нами от наших предков - пещерных людей, когда это переживание было

чрезвычайно важно. Чувство страха — это важная часть механизма

выживания, который включался в случае реальной опасности и без которого

человек как вид не выжил бы.

Если мы прогуливаемся по тропинке, на краю скалистой вершины,

и внезапно тропа начинает обваливаться, мы отреагируем здоровым

чувством страха. Нам нет нужды стоять часами, решая, нужно

прыгать для своего спасения или нет. Наш ответ автоматический и соответствует

ситуации. Однако в современное время, когда лишь немногие

из нас живут с постоянной опасностью для жизни и здоровья, нам

слишком часто приходится реагировать страхом, как если бы существовала

реальная угроза, и продолжительность этого страха ненормально

долгая. Очень интенсивный страх разрушителен и способен вызвать

паралич и даже сердечный приступ у тех, кто к этому предрасположен.

Страх, превышающий первоначальную унаследованную реакцию

— эмоция подобная на озабоченность, поскольку пока он нас контролирует,

мы преувеличиваем нечто, что уже произошло. Эта преувеличенная

реакция выталкивает нас из данного момента и она не приносит

пользы, а лишь переводит наше время и портит нам самочувствие.

Страх происходит из веры в опасный мир, и реальность переступает

наши мосты, прежде чем мы сами добираемся до них. Это означает,

что мы представляем себе самое худшее из того, что может

произойти в будущем, испытывая эмоции так, как если бы это происходило

в действительности. В реальности же мы искусственно создаем

реакцию борьба—бегство и мучаемся.

Животные реагируют на' человеческий страх подражанием. Он

возбуждает у них рефлекс борьба—бегство и может спровоцировать

нападение на человека, испытывающего страх. Так происходит потому,

что животные принимают деструктивные вибрации, которые мы называем

«ненавистью», «насилием», «страхом», «желанием убивать», которые

вызывают у них реакцию механизма безопасности. Поэтому они

либо убегают, либо атакуют.

Животные исключительно чувствительны к человеческим вибрациям,

позитивным или негативным. Описано множество случаев с

дикими животными, которые совершенно спокойно вели себя в присутствии

некоторых людей, не боявшихся их, а чувствующих по отношению

к ним лишь любовь.

Очень редко кто-либо из североамериканских индейцев бывает

укушен змеей, они видят в змеях естественную часть окружающей среды.

Остальная же часть общества постоянно страдает от нападения

змей, так как боится их.

Чрезмерное погружение в страх — это сформированная годами

привычная реакция на раздражение, беспокойство, проблемы и вера в

то, что другие способны нас ранить. Мы можем испытывать страх (или

опасение) когда:

• мы находимся в опасной ситуации (страх в виде первичной

реакции естественен);

• когда тот, кого мы любим, ранен или убит;

• думаем, что можем потерять кого-то;

• думаем, что можем показаться глупыми;

• думаем, что можем быть не приняты;

• предстаем перед неизвестным.

Мой собственный опыт сильного страха пришелся на время, когда

я был солдатом пехоты во Вьетнаме, во время атаки коммунистов в

] 968 г.

Я никогда этого не забуду. Наш отряд попал под сильный огонь

подразделения Северо-вьетнамской Армии, очень хорошо обученного,

вооруженного и ожесточенного. Сила огня, которым мы обменивались,

превосходила воображение. Нас частично накрыли на открытой территории,

но каждый из нас успел укрыться и ответить огнем. Я нырнул в

заросли, где не мог видеть многого, но поскольку у меня был гранатомет,

я выстрелил один раз в направлении, где по моим предположениям

находился враг. Адреналин бешено кружил в моем теле, в то время как

я боролся за сохранение спокойствия. Я огляделся и увидел командира

нашего отряда, лейтенанта Вильсона, звавшего меня к себе, поскольку

его позиция давала лучшее поле для обстрела. Я посмотрел на тридцатиметровое

распаханное пулями врага пространство, разделяющее нас,

и волна парализующего страха свалила меня с ног. Я стал терять сознание,

в горле возникли спазмы, я не мог пошевелить ни одним мускулом,

мое тело полностью окаменело. Тысячи мыслей проносились в

моей голове, возникали картины бесконечного количества тел, которые

мне приходилось видеть. Я представил себя в таком виде. Это еще

сильнее придавило меня.

Я снова посмотрел на командира, который все еще размахивал

руками, призывая меня. Я примирился со смертью и, используя каждый

оставшийся грамм силы воли, встал и перебежал через открытое про-

странство. Я не мог поверить, что мне это удалось, не получив ранений

и не бросаясь на землю. Однако случайно я сбил прицел на гранатомете,

не заметив этого. Я выстрелил в направлении, отступающего уже

противника. Но из-за сбитого прицела граната попала в ветку два метра

от меня, отскочила и упала прямо перед нашими позициями. Она не

взорвалась, так как этот тип гранат не взрывался, не пролетев определенной

дистанции. Я совершенно обезумел от ужаса, я погрузил лицо в

мягкую красную пыль, всхлипывал и пытался не сойти с ума.

В определенный момент паника прошла — это было главное. Я

осознал физическое чувство страха в различных частях тела, «расщепился

» и стал видеть себя объективно, как если бы смотрел на кого-то

другого. Огромное спокойствие охватило меня. Я медленно поднял голову,

не спеша поправил прицел и спокойно стал стрелять по джунглям,

в которых укрылись вьетнамцы. Я больше никогда не испытывал

такого, страха.

Этот опыт научил меня, что страх вначале возникает в виде автоматической

реакции, которая в данном случае возникла прежде, чем

я накормил мой компьютер (мозг) мыслями о том, что я в опасности, и

эта реакция является древней обусловленностью. Но парализующий

страх, пришедший позднее, я спровоцировал сам. Я представил такие

ужасные вещи, что удержал первичную реакцию страха, которая и вызвала

паралич. Каждый раз, когда нам приходилось сталкиваться с войсками

противника (а в течение ближайших пяти дней это случалось в

среднем три раза в день), я регистрировал свою реакцию страха. Я заметил,

что период времени между начальной, автоматической реакцией

«борьба—бегство», возникающей после первого выстрела и минутой

внутреннего спокойствия сокращался с каждой следующей битвой. К

тому времени как моя служба закончилась (четыре месяца спустя), я

уменьшил это время до двух секунд и подошел к точке обусловленной

реакции страха.

Не думаю, что достигнув этой черты, я смог бы выжить во Вьетнаме,

поскольку страх — это важный инструмент в экстремальных ситуациях.

Им однако не является крайний ужас, так как он может парализовать

всю мышечную систему, приводя к тому, что мы просто каменеем

от страха.

Кто из нас каждый день встречается с ситуациями на грани жизни

и смерти? Кто из нас испытывает сжимающий внутренности, рвущий

нервы, парализующий страх? Большинство из нас испытывают в

своей жизни боязнь скорее как результат своих мыслей, нежели как результат

реальной опасности.

Наши дикие предки умели противостоять диким животным, чтобы

выжить, в то время как ситуации, пугающие нас, абстрактны, и это

означает, что нам необходимо бороться с опасными животными нашего

сознания, такими как негативные мысли и эмоции. Мы в ужасе, когда

не в состоянии внести оплату за машину, сомневаемся в своем будущем

после разрыва с партнером, боимся увольнения с работы и т. д. Как

можно справиться с этим высасывающим силы способом реагировать

на ситуацию, который, переходя в стресс, убивает больше людей, нежели

все негативные мысли вместе взятые.

Страх становится привычкой, и наше обусловленное сознание

вызывает воспоминание прошлых разочарований, боли, провалов, действуя

как напоминание того, что такие чувства, вероятно, будут испы-

тываться и впредь.

Шекспир так описал результаты страха: «Наши сомнения — это

предатели, которые заставляют нас от страха перед попыткой терять

свой выигрыш».

Мой собственный вьетнамский опыт показал мне, что я сам усиливал

свой собственный страх, концентрируя свое воображение на

проигрыше, который в данном случае означал смерть или серьезные

ранения. Однако в нормальной жизни люди изводят себя, акцентируя

внимание на возможном результате и проигрыше. Я пытаюсь объяснить

это при помощи следующих аналогий.

Легко представить, что если бы кто-то предложил нам пройти по

деревянной балке шириной 20 см и длиной 6 метров, лежащей на земле

и взять 20 долларов, лежащие на противоположном ее конце, то у нас

не было бы проблем с этим. Но если бы эта балка своими краями опиралась

на крыши двух пятиэтажных зданий, смогли ли бы мы тогда

сделать это? Сколько из нас отважились бы на это? Новый элемент —

высота пяти этажей. Когда балка лежала на земле, мы концентрировались

на двадцатидолларовой банкноте. Но с появлением страха падения

с пятиэтажной высоты награда перестала быть достаточной мотивацией,

а наказание за проигрыш стало слишком большим. Страх падения

взял нас в свои руки, превращая простое задание в невыполнимое. То

же самое происходит в жизни, когда мы фокусируемся на потенциальном

наказании из-за отсутствия результатов. Ключ к победе над страхом

— осознавать это.

•Вместо того, чтобы делать акцент на не желаемом результате,

мы можем сконцентрироваться на желаемых достижениях. Именно поэтому

мы пользуемся аффирмациями, облегчающими это. На противоположном

конце страха находится то, что вам нужно. Мы хотим счастья,

но боимся несчастья. Мы хотим богатства, но боимся бедности.

Мы хотим любви, но боимся одиночества. Мы концентрируемся на наказании

за то, что не достигнем желаемого. Мы можем с легкостью обратить

страх, концентрируя свое внимание на том, что нам надо.

Я помню, как я начинал играть в регби, когда моя команда участвовала

в финальном матче. Оставалось пять минут до конца матча. У

каждой команды было по девять очков — нам надо было что-то делать

для того, чтобы выиграть. Я должен был сделать подачу в мельницу на

нашем двадцатидвухметровом знаке, оставаясь в обороне. Я бросил

мяч и перебежал в тыл мельницы, а когда мяч вылетел, услышал, как

наш тренер кричит: «Не подавай пятьдесят восьмому». Информация

дошла до мозга: «Не подавай Кену» и противоположная мысль: «Поздно,

уже подал». Противник перехватил мяч. Мы проиграли.

До сегодняшнего дня я думаю: почему наш тренер таким образом

проинструктировал меня? Почему вообще нужно рекомендовать

чего-то не делать, давать негативные, а не позитивные советы? Почему

нужно себя или кого-то мотивировать, чтобы делать нечто ненужное?

То же самое со страхом. Мы упорно делаем противоположное

тому, чего мы хотим. К сожалению, большинство из нас делает это

ежедневно. Самореализующиеся люди знают, что все их действия будут

сформированы с помощью мыслей, которые доминируют, что боль —

это результат концентрации внимания на противоположном полюсе того,

чего мы хотим.

Концентрация на том, что мы хотим, а не на том, чего мы не хотим,

ведет к успеху в каждом деле. Мы создаем свою собственную реальность.

Доминирующая в нашем сознании мысль будет репродуцироваться

согласно психокибернетическим правилам. Именно поэтому

мы не можем похудеть, поскольку постоянно думаем о том, как мы толсты,

не можем стать богаче, постоянно беспокоясь о расходах, не можем

найти любовь нашей жизни, не переставая повторять себе, что нас

никто никогда не полюбит.

Необходимо заменить наш страх тем, чего мы хотим, и это не

трудно. Наш страх бедности может быть заменен желанием хорошо

жить. Наш страх проиграть в неком вопросе может быть заменен желанием

успеха. Нужно сфокусироваться на выигрыше, каким является

успех, а не на потенциальном поражении. Нужно сконцентрироваться

на решениях, а не проблемах, на ответах, а не вопросах, поскольку когда

мы боимся того, что может произойти, мы устанавливаем это перед

собой как цель. Нужно сделать наши желания доминирующей мыслью,

и мы навсегда расправимся с парализующим эффектом страха.

Если вы, подойдя к этой части книги, все еще испытываете в

своей жизни страхи и не пользуетесь аффирмациями, я советую вам

вернуться и прочитать главу «Аффирмация: Создание Позитивной Реальности

» еще раз. Когда мы изгоним из нашей жизни страх, то достигнем

состояния сознания, которое можно описать как «существование

».

«Существование» — это состояние сознания, сознающее себя

само. «Существовать» — это просто быть в данный момент, абсолютная

незаинтересованность страхом или желаниями. «Существование»

понимает, что все необходимое уже достигнуто, все что НУЖНО —

уже получено, а то, что будет, уже есть. «Существование» — это состояние

сознания, которое перешло границы всяческого опыта и реализовало

себя полностью. Запомните: первичный рефлекс страха, возникающий,

когда мы попадаем в опасную ситуацию, естественен и необходим.

Он становится непродуктивным только когда мы продолжаем

делать выбор чувствовать себя подобным образом.

ЧАСТЬ 3

ИСКУССТВО УЧИТЬСЯ ЛЮБВИ и жизни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: