Воспользуйтесь подсказками древних греков. Если вы хотите активизировать участие группы в доказательстве чего-либо, обратитесь к рекомендациям Сократа:
® Знайте ответ, который хотите получить
® Задавайте открытые вопросы
® Перефразируйте ответы участников
® Резюмируйте сказанное группой
® Дополняйте собственными аргументами
Ответы на вопросы
Большинство вопросов, задаваемых на тренингах, направлены на пояснение, разъяснение чего-либо.
Если это единичные закрытые конкретные вопросы, отвечайте на них кратко.
Если нет, то в зависимости от того, как был поставлен вопрос, «перефразируйте» его, ответьте сами или переадресуйте:
Группе:
§ «Как думает группа?»
§ «Есть ли у кого-то еще аналогичная проблема...?»
Тому, кто задавал вопрос:
§ «Вы, вероятно, думали о...?»
§ «Какова ваша точка зрения на...?»
§ «Если я правильно поняла, вы спросили о...?»
Некоторые стратегии работы с трудными группами (by H.G. Dimock)
Координировать действия и высказывания | Приложить максимум усилий, чтобы каждое ваше высказывание было четким, понятным, связанным с основной мыслью, чтобы вы не противоречили сами себе. Будьте готовы к альтернативам, предложенным группой. |
Быть посредником и гармонизировать | Способствовать примирению в дискуссиях или разногласиях и делать все возможное, чтобы разрешить споры. Обращать внимание на подобные, а не отличные точки зрения. |
Ориентировать и помогать | Обсудить и определить параметры и методы работы с группой в начале тренинга, всемерно способствовать тому, чтобы группа шла конструктивным путем в дискуссии. (Используйте принятые правила). |
Гасить чрезмерные эмоции | Если кто-то ведет себя очень эмоционально, прибегайте к активному слушанию. Не пытайтесь противоречить или спорить. Возвращайте эмоциональную вспышку участнику в форме вопроса, интересуясь, какие чувства, как вам показалось, были высказаны: «Вы огорчены тем, что...?», «Вы не очень комфортно себя чувствуете, потому что...?», «Вы понимаете, что вам следует быть...?» |
|
|