Вербальные | Невербальные |
§ «Понимаю» § «угу, угу» § «Это интересно!» § «В самом деле?» § «Продолжайте!» § «Можете рассказать мне подробнее об этом» § (способствуя уточнению) | § Кивки § Постоянный контакт глазами § Наклон вперед § Отойти в сторону § Поднять брови § Нахмуриться |
Как развить в себе навыки слушания
– Когда говорите, старайтесь поставить себя на место слушателя
– Когда слушаете, не прерывайте говорящего, дайте ему время высказаться
– Концентрируйтесь на том, что говорят, старайтесь не упустить важные слова, идеи, чувства. Доберитесь до сути, поймите основную идею
– Контролируйте свои чувства, даже если абсолютно не согласны с тем, что говорят. Не спорьте мысленно с тем, кто говорит
– Услышьте то, что не сказано, иногда это важнее слов
– Выработайте следующее отношение к слушанию: с нетерпением ожидайте, что будет сказано
– Помогайте слушанию: повернитесь к собеседнику, установите зрительный контакт, выражение лица должно быть заинтересованным
|
|
– Устраните факторы, отвлекающие внимание (карандаш в руках, перекладывание бумаг)
– Помните, что невнимательное слушание свидетельствует о равнодушии к собеседнику.
Умение задавать вопросы
§ Задавайте вопросы всей группе
§ Дайте группе время подумать
§ Среагируйте на ответ и продолжайте дальше, пока не выясните истину
§ Если никто не отвечает, обратитесь к невербальным сигналам со стороны аудитории: контакт глазами, поза — кто-нибудь, скорее всего, хотел бы ответить
§ Если никто не может ответить на вопрос, перефразируйте его или спросите, был ли вопрос понятным
§ Задавая вопрос, не закладывайте в него очевидный ответ
§ Будьте осторожны с оценкой ответа
§ Отдавайте предпочтение открытым вопросам:
– Как вы себя чувствовали?
– Как это решение повлияет на вас?
– Как бы вы оценили эту идею?
– Что именно из ваших наблюдений повлияло на вывод?
– Каким образом этого можно достичь?
– Что можно сделать для уменьшения негативных моментов?
Закрытые вопросы
§ «Кто может сказать мне, какого числа...?»
§ «Вам это нравится...?»
Открытые вопросы
§ «О» — «Что вы думаете о...?»
§ Предположительные — «Вы некомфортно себя чувствуете с...?»
§ Гипотетические — «Что, по-вашему, могло произойти, если бы...?»
§ Формулирующие — «Помогите мне понять, как это соответствует...?»
§ Молчаливые —.....................?
§ Утвердительные — «Мария, кажется, вы хотите что-то сказать?»
Избегайте вопросов:
§ Начинающихся с «Почему», — такие вопросы заставляют защищаться.
§ Управляющих — «Не думаете ли вы, что было бы лучше...?»
§ Множественных — ряд вопросов в одном.