Поощрения при активном слушании

Вербальные Невербальные
§ «Понимаю» § «угу, угу» § «Это интересно!» § «В самом деле?» § «Продолжайте!» § «Можете рассказать мне подробнее об этом» § (способствуя уточнению) § Кивки § Постоянный контакт глазами § Наклон вперед § Отойти в сторону § Поднять брови § Нахмуриться

Как развить в себе навыки слушания

– Когда говорите, старайтесь поставить себя на место слушателя

– Когда слушаете, не прерывайте говорящего, дайте ему время высказаться

– Концентрируйтесь на том, что говорят, старайтесь не упустить важные слова, идеи, чувства. Доберитесь до сути, поймите основную идею

– Контролируйте свои чувства, даже если абсолютно не согласны с тем, что говорят. Не спорьте мысленно с тем, кто говорит

– Услышьте то, что не сказано, иногда это важнее слов

– Выработайте следующее отношение к слушанию: с нетерпением ожидайте, что будет сказано

– Помогайте слушанию: повернитесь к собеседнику, установите зрительный контакт, выражение лица должно быть заинтересованным

– Устраните факторы, отвлекающие внимание (карандаш в руках, перекладывание бумаг)

– Помните, что невнимательное слушание свидетельствует о равнодушии к собеседнику.

Умение задавать вопросы

§ Задавайте вопросы всей группе

§ Дайте группе время подумать

§ Среагируйте на ответ и продолжайте дальше, пока не выясните истину

§ Если никто не отвечает, обратитесь к невербальным сигналам со стороны аудитории: контакт глазами, поза — кто-нибудь, скорее всего, хотел бы ответить

§ Если никто не может ответить на вопрос, перефразируйте его или спросите, был ли вопрос понятным

§ Задавая вопрос, не закладывайте в него очевидный ответ

§ Будьте осторожны с оценкой ответа

§ Отдавайте предпочтение открытым вопросам:

– Как вы себя чувствовали?

– Как это решение повлияет на вас?

– Как бы вы оценили эту идею?

– Что именно из ваших наблюдений повлияло на вывод?

– Каким образом этого можно достичь?

– Что можно сделать для уменьшения негативных моментов?

Закрытые вопросы

§ «Кто может сказать мне, какого числа...?»

§ «Вам это нравится...?»

Открытые вопросы

§ «О» — «Что вы думаете о...?»

§ Предположительные — «Вы некомфортно себя чувствуете с...?»

§ Гипотетические — «Что, по-вашему, могло произойти, если бы...?»

§ Формулирующие — «Помогите мне понять, как это соответствует...?»

§ Молчаливые —.....................?

§ Утвердительные — «Мария, кажется, вы хотите что-то сказать?»

Избегайте вопросов:

§ Начинающихся с «Почему», — такие вопросы заставляют защищаться.

§ Управляющих — «Не думаете ли вы, что было бы лучше...?»

§ Множественных — ряд вопросов в одном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: