Артикуляция | Четко выговаривайте слова, не глотайте окончания. |
Модуляция | Разнообразьте тон и высоту голоса. Говорите громче, чем обычно, или наоборот. |
Произношение | Следите за акцентами, проверяйте сложные слова — избегайте неправильного употребления слов. |
Дикция | Выделяйте голосом. Четко ставьте ударения в словах. |
Повторение | Повторяйте ключевые фразы с различным голосовым выделением. |
Скорость | Используйте разную скорость речи, чтобы умело управлять аудиторией: быструю речь, чтобы побуждать и стимулировать; медленную — чтобы успокоить, сдержать, сделать ударение, драматизировать, контролировать. В зависимости от общего интеллектуального уровня группы выбирайте: медленный темп, если уровень низкий, быстрый — для высокого уровня. |
Разъяснение упражнений
Старайтесь избегать детального разъяснения того, что представляет собой упражнение, цель его выполнения и желаемый результат. Это может сделать упражнение бесполезным. Продолжительное объяснение может помешать восприятию материала.
В некоторых случаях нужно уточнять, в чем заключается техника проведения упражнения. К примеру, техника проведения ролевой игры требует предварительного обсуждения, являющегося этапом подготовки к упражнению.
Имена и лица
Чтобы обращаться к участвующим по имени:
§ Слушайте имена
§ Повторяйте их про себя
§ Называйте имена как можно чаще
§ Ищите черты лица, которые более всего запоминаются. Гиперболизируйте эти черты
§ Создавайте ассоциации имен или внешности.
Контроль времени
§ Лучше всего за временам следить по часам, лежащим на столе (висящим на стене).
§ Можно использовать хронометр, песочные часы или таймер для соблюдения перерывов, контроля времени выполнения упражнения, работы в малых группах и т.п.
§ Закладывайте в структуру плана резервное время, которое можно будет использовать по мере надобности в ходе группового взаимодействия. Если останется излишек времени, можно провести «зарезервированное» упражнение.
§ Контролируйте время, сообщайте участвующим о том, что отведенное им время заканчивается.