Постулаты модели психологической защиты

1. Сфера инстинктов и влечений находит свое отражение в потребностях.

2. Выделяют базисные, основные потребности, от удовлетворения которых зависит благополучие человека.

3. Удовлетворение потребностей зависит от первичного социального окружения ребенка, семьи более узко от типа воспитания.

4. Перед человеком в онтогенезе окружающая социальная среда ставит четыре проблемы адаптации: территориальности, временности, идентичности, иерархии.

5. Проблемы адаптации преломленные через семейное воспитание образуют гетерономное влияние чреды, которое в той или иной степени блокирует базисные потребности.

6. Отраженные потребности составляют позитивный образ "я".

7. При блокировании какой-либо из потребностей возникает соответствующая эмоция.

8. Эта эмоция сигнализирует об уязвимости одной из составляющих позитивного образа "я".

9. Отреагирование эмоции или удовлетворение потребностей приводили к восстановлению позитивного "я".

10. В случае невозможности удовлетворить потребности и страха отреагирования эмоции из-за социальных санкций возникает напряжение. Его устранение и возвращение "я" позитивного образа возложено уже с помощью психологически защит. Хроническое блокирование потребностей в результате гетерономного воздействия среды опосредованного дисгармоничным семейным воспитанием приводит к образованию акцентуаций характера.

11. Специфические защиты образуются для совладания со специфическим эмоциями.

12. Существует восемь основных эмоций, для совладания с которыми используется восемь основных защитных механизмов.

13. Основные защитные механизмы обладают свойствами полярности и сходства.

14. Человек может использовать любую комбинацию психологических защит

Список литературы:

1. Абабков В.П., Перри М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2003.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1990.

4. БлазерА., ХаймЭ., РингерХ., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

5. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

6. Гончарова С.С, Пергаменщик Л.А., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. - Минск: НИО, 1999.

7. Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» -метод диагностики преодаления в раннем юношеском возрасте (16-18 лет) // ж-л Психологическая диагностика 2006, № 3

8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.

9. Исаева Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией. Дис. канд. психол. наук. - СПб., 1999.

10. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

11. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1978.

12. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая зашита у детей. — СПб.: Речь, 2006.

13. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2003.

14. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации школьников // Практическая психология. - 1996. - № 3. - С. 49-53.

15. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

16. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов / Под ред. Л.И. Вассермана. - СПб.: Питер-Пресс, 1998.

17. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. _Мытищи: «Талана», 1996.

18. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Автореф. дис. д-ра мед. наук. - Бишкек-СПб.: ПНИ, 1994.

19. ХазоваС.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 5. - С. 59-69.

20. ФрейдЗ. Психология бессознательного. М., 1990

21. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.-М., 1996.

22. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1993.

23. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М., 1997.

24. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1990

Кочнонас Р. Основы психологического консультирования. М., 1998

Угринович Я.М. Психология религии. М., 1986.

Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1993

Хорни К. Невротическая личность. М., 1996

Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.СПб.,2000; Сонин В.А. Шлионский Л.В. Классики мировой психологии. СПб.,2001

Литература

1.Абабков В.П., Перри М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004.

2.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2003.

3. БлазерА., ХаймЭ., РингерХ., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

4. БурлачукЛ.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

5. Гончарова С.С., Пергаменщик Л.А. Организационные и психотерапевтические аспекты оказания психологической помощи пострадавшим в трагедии на Немиге // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф. Материалы VII Международной конференции. — Минск, 2000. — С. 60.

6. Гончарова С.С, Пергаменщик Л.А. Социально-психологические проблемы Чернобыльской катастрофы // 17 лет после Чернобыля: проблемы и решения. Сборник научных трудов. - Минск, 2003. - С. 152-155.

7. Гончарова С.С, Пергаменщик Л.А., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм. - Минск: НИО, 1999.

8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004.

9. Исаева Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией. Дис. канд. психол. наук. - СПб., 1999.

10. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

11. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая зашита удетей. — СПб.: Речь, 2000.

12.Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2003.

13. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации школьников // Практическая психология. - 1996. - № 3. - С. 49-53.

14.Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

15.Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов / Под ред. Л.И. Вассермана. - СПб.: Питер-Пресс, 1998.

16. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Автореф. дис. д-ра мед. наук. - Бишкек-СПб.: ПНИ, 1994.

17. ХазоваС.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 5. - С. 59-69.

18. Чехлатый Е.И. Динамика конфликтов и копинг-поведения у больных неврозами под влиянием групповой психотерапии // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под ред. И.И. Кутько. - Харьков, 1996. - Т. 3. - С. 379-381.

1.Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3—18.

2.Бодров В.А. Информационный стресс. Уч. пособие для вузов. — М.: ПЕР-СЭ, 2000.

3.Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. — М.: Институт психологии РАН, 1995. — С. 76—94.

4.Замышляева М.С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности. Квалификационная работа по психологии. На правах рукописи. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

5. Крюкова Т.Л. О методике диагностики стилей психологического совладания (копинга) у подростков ACS (Юношеская копинг-шкала) // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы / Сост. Т.Л. Крюкова и др. — Кострома, 2002. - С. 144-146.

6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. — Студия оперативной полиграфии«Авантитул», 2004.

7. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. — СПб.: Речь, 2005.

8. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей. Дис. канд. психол. наук. На правах рукописи. - Кострома, 2004.

9. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. — М.: Академический проект, 2001.

10.Подобина О.Б. Совладаюшее поведение женщины на этапе принятия оли матери. Дис. канд. психол. наук. На правах рукописи. — Кострома, 2005.

11.Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладаюшее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации перво
классников. Дис. канд. психол. наук. На правах рукописи. — Кострома, 2002.

12.Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте. Коллективная монография / Под ред. Т.Л. Крюковой, М.В. Сапоровской. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

13.Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001.

Психологическая диагностика 2005, №3

Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфшяк

ОПРОСНИК СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ (АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ WCQ)*

Психологическая диагностика 2005, № 2 (стр.65-75)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: