(получены Т. Л. Крюковой (2001)
Название стилей/субстилей | Пол | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1.Проблемно-ориентированный копинг (ПОК) | м | 31-52 | 53-65 | 66-79 |
ж | 24-52 | 53-64 | 65-80 | |
2. Эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК) | м | 16-35 | 36-48 | 49-64 |
ж | 20-37 | 38-51 | 52-76 | |
3. Копинг, ориентированный на избегание (КОИ) | м | 17-34 | 35-45 | 46-64 |
ж | 20-38 | 39-49 | 50-69 | |
3.1.Субшкала «Отвлечение» | м | 8-14 | 15-22 | 23-32 |
ж | 8-16 | 17-22 | 23-32 | |
3.2. Субшкала «Социальное отвлечение» | м | 5-12 | 13-17 | 18-25 |
3.2. Методика «Опросник о способах совладания (ОСС)»
(адаптированный Т. Л. Крюковой вариант методики
P. Лазарус и С. Фолкман (1988)
«Way of Coping Questionnaire (WCQ)»
Оказавшись в трудной ситуации, я... | никогда | редко | иногда | часто | |
1. | ... сосредотачивался на том, что мне нужно было сделать дальше – на следующем шаге | ||||
2. | ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | ||||
3. | ...пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | ||||
4. | ...говорил с другими, чтобы побольше узнать о ситуации | ||||
5. | ...критиковал и укорял себя | ||||
6. | ...пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | ||||
7. | ...надеялся на чудо | ||||
8. | ...смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | ||||
9. | ...вел себя так, как будто ничего не произошло | ||||
10. | ...старался не показывать своих чувств | ||||
11. | ...пытался увидеть в ситуации что-то положительное | ||||
12. | ...спал больше обычного | ||||
13. | ...срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | ||||
14. | ...искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | ||||
15. | ...во мне возникала потребность выразить себя творчески | ||||
16. | ...пытался забыть все это | ||||
17. | ...обращался за помощью к специалистам | ||||
18. | ...менялся или рос как личность в положительную сторону | ||||
19. | ...извинялся или старался все загладить | ||||
20. | ...составлял план действий | ||||
21. | ...старался дать какой-то выход своим чувствам | ||||
22. | ...понимал, что сам вызвал эту проблему | ||||
23. | ...набирался опыта в этой ситуации | ||||
24. | ...говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | ||||
25. | ...пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | ||||
26. | ...рисковал напропалую | ||||
27. | ...старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | ||||
28. | ...находил новую веру во что-то | ||||
29. | ...вновь открывал для себя что-то важное | ||||
30. | ...что-то менял так, что все улаживалось | ||||
31. | ...в целом избегал общения с людьми | ||||
32. | ...не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | ||||
33. | ...спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | ||||
34. | ...старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | ||||
35. | ...отказывался воспринимать это слишком серьезно | ||||
36. | ...говорил о том, что я чувствую | ||||
37. | ...стоял на своем и боролся за то, чего хотел | ||||
38. | ...вымещал это на других людях | ||||
39. | ...пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | ||||
40. | ...знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | ||||
41. | ...отказывался верить, что это действительно произошло | ||||
42. | ...я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | ||||
43. | ...находил пару других способов решения проблемы | ||||
44. | ...старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | ||||
45. | ...что-то менял в себе | ||||
46. | ...хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | ||||
47. | ...представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | ||||
48. | ...молился | ||||
49. | ...прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | ||||
50. | ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему |
В нашем исследовании мы также опираемся на предложенные Р. Лазарус и С. Фолкман (1980, 1985) ситуативно-специфические стратегии, созданные ими на основе процессуальной концепции совладающего поведения:
1) конфронтативный копинг, который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску – пункты 2, 3, 13, 21, 26, 37;
2) поиск социальной поддержки или усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других – 4, 14, 17, 24, 33, 36;
3) планирование решения проблемы (произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы, – пункты 1, 20, 30, 39, 40, 43;
4) самоконтроль или усилия по регулированию своих чувств и действий – 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50;
5) дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость) – пункты 8, 9, 11, 16, 32, 35;
6) положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения, фокусирование на росте собственной личности включает также религиозное измерение) – пункты 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48;
7) принятие ответственности (признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения) – пункты 5, 19, 22, 42;
8) бегство – избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирование от нее) – пункты 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.