Прежде чем излагать особенности содержания этапов управления в этих и других режимах готовностей напомним виды режимов деятельности различных уровней подсистем и звеньев РСЧС и ГО в мирное и военное время.
1. Режимы деятельности РСЧС в мирное время
Режим повседневной деятельности – при нормальной безаварийной производственной, радиационной, химической, сейсмической, гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпидритотий, а также конфликтных ЧС, возникших в результате общественных противоречий.
Режим повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС)– при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности ЧС безконфликтных ЧС или конфликтной ЧС в результате обострения общественных противоречий.
Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС любого вида в мирное время и во время ликвидации ЧС.
2. Режимы деятельности РСЧС и ГО в военное время
В зависимости от военной обстановки силы и средства РСЧС, ее органы управления могут находиться в одной из трех степеней готовности:
Повседневная – органы управления и силы ГОЧС занимаются повседневной деятельностью, выполняя мероприятия планов ГО на военное время.
Повышенной готовности – органы управления, силы ГОЧС проводят мероприятия, способствующие повышению готовности к защите населения и объектов территории при возникновении боевых действий.
Общая готовность – органы управления ГОЧС вводят в действие план ГО на военное время в полном объеме.
Соединения и части Войск ГО регионов и федеративного подчинения приводятся в готовность № 1 и № 2 в соответствии с Директивой МЧС 1998 г. № 1, ДПП.
Режим готовности № 1 – соединения и части ГО приводятся в готовность к применению: в штатной структуре мирного времени или в составе свободных мобильных отрядов, создаваемых на их основе по временным штатным расчетам, или в составе дежурных смен.
Режим готовности № 2 – соединения и части ГО сокращенного состава и приписного кадрового состава (кадра) отмобилизовываются в порядке и сроки, установленные планами перевода с мирного на военное время и приводятся в готовность к применению.
3. Общие положения по содержанию процессов управления и выработки решений в различных режимах
Общая функциональная структура процессов управления или выработки решения на действия при всех видах режимов одинакова. Однако содержание цикла управления и выработки решения и их отдельных этапов может отличаться в зависимости от некоторых факторов. Наиболее существенно сказывается влияние следующих основных факторов:
цели управления и действий;
уровень иерархии рассматриваемой системы управления;
состояние внешней среды, вид потенциально опасных объектов или объектов возникновения ЧС;
условия функционирования системы: в мирное время или при ведении боевых действий.
Рассмотрим особенности содержания цикла управления и выработки решения в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности в мирных условиях.
Повседневная деятельность (ПД)
Цикл управления в режиме повседневной деятельности может носить характер, связанный с характерными особенностями повседневной деятельности и свойственный конкретной ситуации, сложившейся в системе ГЗ рассматриваемого уровня.
Назовем первый вариант – цикл управления в режиме повседневной деятельности (РПД), а второй – ситуационным циклом управления в ПД (СПД). Отличие этих циклов заключается в разных целях управления.
Цель управления деятельностью ОУ и сил различного уровня определяется выполняемыми задачами.
Задачами управления в режиме повседневной деятельности являются:
поддержание органов управления и сил РСЧС в готовности к экстренным действиям (экстренному реагированию);
разработка, своевременная корректировка и уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других документов планирования, проверка их реальности в ходе проводимых учений, тренировок и занятий;
изучение потенциально опасных объектов и районов возможных стихийных бедствий, прогнозирование ожидаемых потерь и разрушений при возникновении ЧС;
организация постоянного наблюдения за состоянием окружающей природой среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающим к ним территориях;
осуществление взаимного обмена информацией между вышестоящими, подчиненными, взаимодействующими и соседними органами управления;
совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил, средств и населения к действиям при ЧС;
планирование и проведение командно-штабных, опытно-исследовательских и других учений и тренировок;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики, объектов обеспечения жизнедеятельности при возникновении ЧС;
создание, восполнение и поддержание в готовности чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
осуществление контроля за выполнением мероприятий по предупреждению и снижению тяжести и ликвидации возможных ЧС;
осуществление целевых видов страхования.
Из анализа основных задач системы ГЗ можно сделать выводы.
1. Главная цель управления в режиме повседневной деятельности состоит в поддержании в готовности сил и средств РСЧС, населения и объектов экономики, жизнеобеспечения к действиям при возникновении ЧС различного вида в мирных условиях.
2. В процессе повседневной деятельности могут возникать ситуации, требующие проведения цикла управления для достижения цели, связанной с необходимостью решения отдельной задачи из совокупности решаемых в РПД или вновь возникших.
Цикл управления РПД проводится в полном объеме этапов. Такой цикл управления характерен для следующих условий:
перед планированием мероприятий ГЗ системы соответствующего уровня на год, иногда на месяц;
перед корректировкой плана действий;
при подготовке проверок вышестоящим органом управления;
по указанию старшего начальника;
по календарному плану подготовки ОУ, формирований населения, персоналов предприятий.
Цикл управления ситуационной повседневной деятельности проводится в сокращенном варианте за счет объединения ряда этапов. Сокращенный вариант СПД состоит из трех этапов.
подготовительный этап:
уяснение цели,
сбор информации и оценка обстановки);
принятие решения:
решающий,
планирующий,
доводящий;
непосредственное управление
непосредственное управление выполнением принятого решения;
контроль результатов управления.
Этапы процесса управления – непосредственное управление и контроль результатов управления – осуществляются непрерывно. Остальные этапы выполняются циклично в условиях, рассмотренных выше.
Изложенные положения относительно процесса управления повседневной деятельностью в полной мере относятся и к управлению выработкой решения.
Результаты плановых процессов управления и выработки решений рассматриваются на заседаниях комиссии по ЧС всех территориальных и функциональных подсистем РСЧС и фиксируются в протоколах заседаний и постановлении КЧС (решение). Результаты планового управления и решение оформляется приказом соответствующего начальника (начальника РЦ).
Смысловое содержание каждого этапа управления и содержание решения, как было сказано выше, существенно зависит от целей управления, уровня иерархии ОУ и вида возможных ЧС для территории функционирования подсистемы РСЧС. Эти вопросы будут отрабатываться нами в ходе практической подготовки по разделам 5…8 программы обучения.
Режим повышенной готовности в мирное время
Цикл управления в режиме повышенной готовности может проходить в двух условиях: во-первых, управление осуществляется в строгом соответствии с требованиями руководящих документов, а также в соответствии с заблаговременно разработанным планом действий; во-вторых, управление осуществляется в нестандартных ситуациях, когда возникают условия, не предусмотренные планами..
Как и для режима ПД, в режиме повышенной готовности (РПГ) цели управления определяются выполняемыми задачами.
Задачами управления в режиме повышенной готовности являются следующие:
приведение в готовность комиссий по ЧС и органов управления РСЧС, систем связи и оповещения, усиление дежурно-диспетчерской службы;
введение усиленного режима работы с круглосуточным дежурством руководящего состава комиссий, регионального центра, департаментов МЧС;
своевременное представление докладов вышестоящим ОУ, информирование подчиненных, взаимодействующих и соседей о сложившейся обстановке и возможном ее развитии;
уточнение ранее разработанных вариантов решений и планов действий;
развертывание работы комиссий по ЧС, органов управления и оперативных групп для выявления ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее нормализации;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
прогнозирование возможного возникновения ЧС, ее последствий и масштабов;
принятие мер по защите населения, ОПС и повышению устойчивого функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения;
приведение в готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, уточнение им задач на выдвижение, при необходимости, в район возможных действий;
проверка готовности служб жизнеобеспечения населения к действиям в соответствии с прогнозируемой обстановкой;
организация и контроль проведения подготовительных мер по возможной защите населения, снабжению средствами индивидуальной защиты и повышению устойчивости функционирования служб и объектов жизнеобеспечения.
Из анализа основных задач системы ГЗ различного уровня при РПТ можно сделать выводы:
1. Главная цель управления в режиме ПГ состоит в обеспечении повышения готовности ОУ, сил РСЧС, рабочих и служащих объектов экономики жизнеобеспечения и населения к проведению мероприятий защиты при возникновении ЧС различного вида.
2. В процессе деятельности в режиме ПГ может возникнуть необходимость решения задачи, не предусмотренной планом. Тогда органы управления проводят цикл управления для достижения этой нестандартной цели.
Заключение
Таким образом, в данной лекции изложены фундаментальные положения общей теории управления, организациями (коллективами) с учетом особенностей деятельности сил Гражданской защиты (первый вопрос). В этом вопросе рассмотрены: содержания, закономерности процессов управления войсками и формированиями ГОЧС и выработки управленческих решений, а также общие понятия о системе управления их действиями. Содержание первого вопроса является базой для понимания теоретических основ управления в СГЗ, которые будут изложены на следующих занятиях раздела 3 программы.
В лекции изложены также общие принципы и положения о процессах управления силами ГОЧС в мирное время в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности. Специфика управления силами ГОЧС на различных уровнях, в условиях ЧС мирного и военного времени, характеристики органов и пунктов управления рассматривается на последующих лекциях.