Заключение. Систематическое совершенствование структур органов управления, уточнение их задач в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должно вносить

Систематическое совершенствование структур органов управления, уточнение их задач в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должно вносить много нового в функционирование систем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и ведение гражданской обороны. Знание этих вопросов позволит более качественно решать поставленные задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Однако новые подходы к защите населения и территорий от ЧС не могут возникнуть на пустом месте, из ничего. Все новое должно опираться на реальный опыт выполнения задач в определенных структурах управления по ликвидации ЧС. Иными словами, базой для совершенствования структур органов управления и их задач должен послужить уже имеющийся положительный багаж информации о их деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации.

Доцент кафедры В. Матвеев

Пункты управления, их предназначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления ГО

Приступая к изложению данного вопроса, преподавателю необходимо подчеркнуть, что одним из основных элементов системы управления гражданской обороной является система пунктов управления.

Система пунктов управления включает в себя размещенные на территории основные, запасные и дублирующие пункты управления руководителей ГО, органов, осуществляющих управление ГО, служб ГО - в целях наиболее эффективного управления выполнением задач ГО.

Пункты управления могут быть городскими и загородными, защищенными и незащищенными.

Основные пункты из своего состава могут выделять подвижные и воздушные пункты управления, а также оперативные группы (ОГ) для решения отдельных задач ГО.

Пункты управления (ПУ) создаются на всех уровнях и во всех звеньях ГО.

Далее преподавателю желательно подробно рассмотреть, какие ПУ создаются для организации управления ГО и дать определение ПУ.

Пунктами управления ГО называются специально оборудованные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения либо их комплексы или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления в особый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На предприятиях, в организациях ПУ оборудуются в одном из убежищ.

Для обеспечения надежности управления ПУ диспетчерские пункты, РТС и радиоузлы размещаются в наиболее прочных сооружениях, они должны иметь резервные электростанции для освещения ПУ и зарядки аккумуляторов АТС и питания радиоузла при отключении электроэнергии.

ПУ создаются заблаговременно или в ходе ликвидации ЧС и должны поддерживаться в постоянной боевой готовности к действию как в мирное, так и в военное время.

Готовность ПУ к управлению проверяется согласно плановым проверкам и в ходе проведения учений и тренировок.

Для управления мероприятиями РСЧС создаются:

1. Городские запасные пункты управления (ГЗПУ).

Они сооружаются во всех городах, отнесенных к крупным по ГО и районах этих городов. Размещаются в пределах территории города, вдали от потенциально опасных объектов.

ГЗПУ предназначены для размещения оперативных дежурных (ОД) и оперативных групп (ОГ) при переводе РСЧС в «повышенную» готовность и «чрезвычайный» режим функционирования, а в военное время - для повышения устойчивости управления.

2. Загородные запасные пункты управления (ЗЗПУ).

Они сооружаются вне зон возможных разрушений вокруг городов, отнесенных к группам по ГО и объектам особой важности, а также вне зон возможных катастрофических затоплений. На запасных ПУ размещаются оперативные группы.

В остальных городах и сельских районах для обеспечения управления в военное время подготавливаются заблаговременно противорадиационные укрытия (ПРУ), оснащенные необходимыми средствами связи и оповещения.

Вспомогательные пункты управления (ВПУ) создаются для обеспечения управления силами РСЧС, когда управление с ПУ и ЗПУ невозможно по каким-либо причинам.

При управлении личным составом формирований (НАСФ) в период проведения АСДНР командиры этих формирований создают КНП (командно-наблюдательные пункты).

Для их развертывания подбирается такое место, откуда удобно следить за ходом работ.

Подвижные пункты управления (ППУ) оборудуются на транспортной базе автомобилей высокой проходимости КВ и УКВ радиосвязи и удобными рабочими местами для размещения руководства и членов ОГ.

ППУ оборудуются с расчетом использования их для решения задач управления как мирного, так и военного времени.

ППУ используются для управления формированиями (НАСФ) в районах проведения АСДНР, когда прямая связь с ними с ПУ (ЗПУ) невозможна.

Для управления войсками ГО в бригаде (полку) создается командный пункт (КП) и тыловой пункт управления (ТПУ).

Ответственность за поддержание ПУ в состоянии постоянной готовности несут ОУ по делам ГОЧС и начальники ПУ.

При размещении рабочих и служащих предприятий, продолжающих свою деятельность в военное время, в зоне рассредоточения оборудуется ЗПУ в защитном сооружении для руководства силами ГО в месте постоянной дислокации и в зоне рассредоточения.

Запасные КП не категорированных городов при размещении населения в загородной зоне после эвакуации могут размещаться в приспособленных зданиях (сооружениях) – домах отдыха, санаториях-профилакториях.

После организации связи из загородной зоны комплексно используются радиосредства, проводимые линии и каналы связи, которые прокладываются заблаговременно.

Для повышения устойчивости управления осуществляется привязка ЗПУ к узлам связи государственной связи и узлам связи ведомственных сетей связи.

После уяснения слушателями назначения, состава и размещения ПУ преподавателю следует пояснить вопрос оборудования ПУ и организации работы на них.

Запасные пункты управления создаются в специально построенных или подготовленных для этого убежищах.

Оборудование запасного ПУ включает защищенные рабочие помещения, в которых размещаются:

· узел связи (УС);

· приемо-передающий радиоцентр;

· пункт оповещения (СЦО);

· автономный источник электропитания;

· источники аварийного освещения;

· помещения для органов управления;

· комнаты для размещения начальников служб ГО;

· помещение для ОУ;

· оперативный зал для размещения личного состава расчетов.

Для эффективного управления силами РСЧС (ГО) на ЗПУ могут создаваться расчеты, в которые входят:

· руководство, органы управления по делам ГО и ЧС, специалисты, это:

Ø группа обобщения обстановки и подготовки предложений;

Ø группа направленцев;

Ø группа информации;

Ø эвакотранспортная группа;

Ø группа связи;

Ø группа материально-технического обеспечения и охраны;

Ø оперативные дежурные;

Ø представители взаимодействующих органов со своими средствами связи;

Ø дублеры.

Порядок работы дежурных смен и органов управления по организации и выполнению всех мероприятий РСЧС (ГО) будет зависеть от конкретной обстановки, задач и наличия времени.

Рабочие группы дежурных смен обеспечивают деятельность органов управления.

Группа обобщения обстановки и подготовки предложений осуществляет:

· сбор, анализ и оценку обстановки, ее отражение в центре управления;

· подготовку расчетов и предложений для принятия решения;

· разработку планирующих документов, проектов приказов и распоряжений.

Кроме того, группа осуществляет подготовку предложений и оформление решения на каждые очередные сутки проведения мероприятий РСЧС (ГО.

Группа направленцев создается для обеспечения управления подвижными органами и силами РСЧС (ГО), а также для поддержания взаимодействия со всеми органами управления, задействованными для ликвидации ЧС.

Она осуществляет:

· сбор, предварительный анализ, обобщение, оценку данных по обстановке в районах действий сил и представляет начальникам;

· доведение подчиненным приказов, распоряжений и проверку их исполнения;

· контроль за приведением в готовность ОУ и ЗПУ, выполнением мероприятий по переводу ГО с мирного на военное положение;

· ведение рабочих карт и журналов учета обстановки.

На группу информации возлагается:

· обработка и оценка всех видов поступающей информации и ведение ее учета;

· подготовка донесений об обстановке и принятых решениях в вышестоящие органы управления;

· информация об обстановке расчета ПУ и взаимодействующих органов;

· изучение опыта проводимых мероприятий и доведение его подчиненным;

· решение других вопросов информационного обеспечения.

На эвакотранспортную группу возлагается:

· организация взаимодействия и поддержание связи с эвакуационными службами;

· сбор и обобщение данных по вопросам эвакуации и подготовка предложений по их проведению;

· осуществление контроля за проведением мероприятий по эвакуации.

На группу связи возлагается:

· обеспечение руководителя и ОУ по делам ГОЧС всеми видами связи;

· участие в разработке документов кодированной связи;

· технический ремонт и обслуживание аппаратурой связи, в том числе закрытой.

Представители ОП функциональных подсистем (служб ГО) и взаимодействующих органов управления, находящихся на ПУ, поддерживают постоянную связь со своими органами управления.

Их задачами являются:

· сбор, обобщение обстановки в зоне действия их служб;

· доведение до своих руководителей информации об обстановке;

· передача приказов и распоряжений руководства, своих ОУ;

· решение других возникающих вопросов.

При ухудшении обстановки члены ОГ высылаются в район возникновения ЧС для уточнения (выявления) причин, вызвавших ухудшение обстановки и выработки предложений по предотвращению ЧС.





Подборка статей по вашей теме: