Содержание процесса выработки решения

Для эффективного достижения заданной цели выработку решения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим процессом управления, приведенном на рис.1. отдельные этапы процесса управления могут совпадать с этапами процесса выработки решения и организации его выполнения. Содержание процесса выработки решения приведен на рис.2.

 
 


Рис.2. Этапы выработки решения

Процесс выработки решения может включать следующие этапы:

1) уяснение задачи (УЗ);

2) расчет времени (РВ);

3) ориентирование подчиненных (Ор);

4) оценка обстановки (Оц);

5) разработка и анализ предложений (Пр);

6) принятие и оформление решения (Р);

7) планирование действий (П);

8) организаторская работа по выполнению решения (В).

Рассмотрим основные положения по содержанию этапов решения.

1) Уяснение поставленной задачи

При уяснении поставленной задачи лицо, принимающее решение обязано:

уяснить цель предстоящих действий, вытекающую из поставленной задачи;

уяснить замысел старшего начальника, порядок, способы подготовки и выполнения действий;

определить частные задачи, решаемые для выполнения общей поставленной задачи;

уточнить сроки выполнения поставленной задачи;

уточнить роль и место подчиненного формирования части в действиях группировки сил по ликвидации ЧС;

уточнить задачи взаимодействующих сил МЧС и других ведомств, привлекаемых для ликвидации ЧС.

2) Расчет времени

Расчет времени производится с учетом сроков выполнения поставленной задачи и включает определение временных интервалов и сроков, необходимых для эффективного выполнения последующих, т.е. 3….8 этапов.

Основной принцип расчета времени: старший начальник обязан заблаговременно ставить задачу и выделять больше времени на выработку решениям подчиненными.

3) Ориентирование подчиненных

Ориентирование подчиненных производится с целью доведения до них задачи, поставленной старшим начальником, в части их касающейся, и постановки им частных задач, решение которых обеспечивает процесс выработки решения и организации его выполнения.

При ориентировании руководитель доводит до подчиненных следующую информацию:

о предстоящих действиях;

об организации разведки и других действиях, необходимых для последующей оценки обстановки;

о подготовке предложений в решение;

о сроках подготовки и представления необходимых данных для выработки решения.

4) Оценка обстановки

Оценка обстановки производится во всех периодах управления с целью изучения и анализа факторов и условий, влияющих на выполнение поставленной задачи и достижение цели управления. При этом выявляются факторы и условия, затрудняющие или обеспечивающие выполнение поставленной задачи, определяются мероприятия по ослаблению неблагоприятных и эффективному использованию благоприятных факторов.

Оценка обстановки включает изучение и анализ следующих объектов и условий:

характеристики возможных или возникших ЧС;

состояние и возможности сил и средств войск или формирований;

район предстоящих действий и местности;

метеорологические и климатические условия;

времени подготовки и выполнения действий;

другие объекты и условия, влияющие на эффективность достижения поставленной цели управления.

Конкретное содержание пунктов оценки обстановки зависит от периода управления и будет рассмотрено в последующих лекциях.

5) Разработка и анализ предложений в решение

Данный этап процесса выработки решения выполняется, как правило, одновременно с оценкой обстановки и начинается после ориентирования подчиненных на подготовку соответствующих их служебному положению предложений в решение руководителя.

Предложения разрабатываются по следующим элементам принимаемого решения:

организации взаимодействия;

организации оперативно-тактического обеспечения выполняемых действий, включая разведку, охранение, РЭБ, маскировку, инженерное обеспечение, РХБЗ, метеорологическое;

организации материально-технического, тылового,

организации управления и связи;

организации морально-психологического обеспечения;

Процесс разработки предложений в решение может содержать этапы, аналогичные вышеизложенным этапам выработки решения с учетом специфики деятельности штабов, органов управления и служб.

Предложения в решение представляются руководителю лично или через начальника штаба. Обсуждение предложений может проводиться путем заслушивания на совещании должностных лиц, обеспечивающих поддержку принимаемого решения, или индивидуально при докладе предложений руководителю.

На основе оценки обстановки и анализа предложений в решение делаются выводы о мерах, которые необходимо принять немедленно и в последующем для успешного решения.

6) Принятие и оформление решения

Для принятия решения необходимо систематизировать и при необходимости уточнить результаты выполнения всех предыдущих этапов, проверить их соответствие поставленной задаче и выбрать наиболее приемлемый вариант решения из альтернативных вариантов.

Принятое решение должно включать: замысел действий ОУ, войск или формирований; предварительные задачи подчиненным войскам и формированиям; основы организации взаимодействия; основы организации обеспечения; основы организации управления и связи.

Основой решения является замысел. Он отражает представление руководителя о ходе предстоящих действий до их начала, подчинен задаче старшей инстанции.

Содержание замысла решения включает:

цели предстоящих действий;

способ действий и направления сосредоточения основных усилий;

основные задачи, сроки их выполнения, последовательность и способы выполнения;

группировка сил и средств и ее построение, возможный маневр.

В процессе принятия решения руководитель может предварительно обсудить варианты замысла со своими подчиненными, выбрать окончательный вариант, который затем объявляет заместителям, начальникам отделов, служб и другим ответственным должностным лицам.

Принятое решение необходимо соответствующим образом оформить. Решения оформляются, как правило, на карте с пояснительной запиской. В них отражаются:

основные характеристики обстановки в зоне прогнозируемой или возникшей ЧС;

состав и размещение пунктов управления; задачи частям и формированиям;

задачи приданных и взаимодействующих сил;

задачи, выполняемые силами старшего начальника в интересах подчиненного формирования; данные оперативно-тактических расчетов; распределение средств усиления и другие данные, поясняющие принятое решение.

В отдельных случаях решение может быть представлено только в виде текстового документа.

7) Планирование действий сил ГЗ

Планирование действий сил ГЗ обеспечивает детализацию решения руководителя по замыслу действий войск и формирований и всем частным задачам, которые выполняют подчиненные и взаимодействующие силы.

Планирование заключается в детальной разработке содержания и порядка выполнения задач ГЗ войсками и формированиями и населением. Следует различать планирование в период заблаговременной подготовки к ГЗ, в период непосредственной подготовки и при ликвидации ЧС, при особенности рассмотрим на последующих лекциях и ГУ.

8) Организаторская работа по выполнению решения

Руководитель в зависимости от условий обстановки, как правило, докладывает принятое решение старшему начальнику и после получения дополнительных указаний, при необходимости, уточняет решение и приступает к организации его выполнения. Организаторская работа по выполнению принятого решения включает:

постановку задач подчиненным;

работу по организации и поддержанию взаимодействия;

работу по организации видов обеспечения действий;

работу по организации непрерывного, оперативного, устойчивого и скрытого управления;

работу по проверке готовности сил и средств войск и формирований к выполнению поставленных задач и оказанию им помощи.

После завершения организаторской работы по выполнению принятого решения руководитель делает выводы и докладывает вышестоящему начальнику о готовности подчиненных сил к выполнению поставленной задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: