В наиболее общем виде схема деятельности психолога приведена на рис. 1. Следует сразу же оговориться, что предлагаемый подход ориентирован на работу в первую очередь с детьми, испытывающими трудности обучения, имеющими те или иные формы неадекватного поведения, то есть касается работы именно с теми детьми, которые чаще всего вызывают нарекания педагогов и родителей.
С самого начала следует подчеркнуть, что в целом «консилиумная» деятельность психолога может проходить по крайней мере в двух «режимах»:
• в рамках экспертной деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
• в рамках специализированного сопровождения тех детей (или даже групп), которые по каким-либо параметрам выделяются в среде детей образовательного учреждения и поэтому нуждаются в специализированной помощи.
Необходимо уточнить, что под «консилиумом», тем боле комплексным психолого-медико-педагогическим консилиумом, мы понимаем не только общие обсуждения специалистов (пусть даже очень частые) при анализе особенностей развития того или иного ребенка или ситуации вокруг него (школе или семье), но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
Запрос на обследование ребенка на психолого-медико-педагогическом Консилиуме (по согласованию с родителями / законными представителями) |
Обследование специалистами Консилиума (индивидуальное) |
Определение образовательного маршрута и необходимой специализированной помощи (коллегиальное проведение Консилиума) |
|
Реализация рекомендаций Консилиума по коррекционному обучению и развитию | |||
Индивидуальная коррекционная работа | Групповая коррекционная работа | ||
Проведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы (динамическое наблюдение) |
Рис. 1
Следует отметить, что консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены основные аспекты и режимы деятельности консилиума, а также необходимая документация.
Основным требованием к деятельности подобного образования является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы других специалистов помимо своей собственной, но и четкой согласованности действий всех специалистов по принципу: «в нужное время в нужном месте». В то же время, необходимо четко разграничить задачи исключительно компетенции консилиума и задачи общепедагогические, не требующие (или, по крайней мере, минимизирующие) использования такого серьезного структурного образования школы, как междисциплинарный консилиум.
К задачам школьного консилиума, решающего проблемы сопровождения детей, следует отнести:
• экспертные задачи по определению образовательного маршрута в целом детей с трудностями обучения, детей с особыми образовательными потребностями при переводе на обучение по другим образовательным программам (например, при необходимости перевести ребенка в класс 7-го вида или решение вопроса - по итогам успешности и обучения в этом классе - о переводе на общеобразовательную программу);
• экспертная задача по выделению детей, более остальных нуждающихся в дополнительной специализированной помощи со стороны других специалистов, то есть индивидуализация образовательного маршрута; данная задача включает и скрининговое сопровождение всех детей образовательного учреждения;
• отслеживание эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.
К одной из основных задач психолога консилиума следует отнести координацию деятельности практически всех специалистов консилиума. Эта задача основывается на таком принципе деятельности специального психолога, как междисциплинарный и координаторный характер его деятельности.
Каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину. Так, в постановке нозологического диагноза решающая роль принадлежит, несомненно, врачу (психиатру, неврологу и др.). Оценку «позитивного здоровья», социально-гигиенических требований и условий, окружающих ребенка, вероятнее всего можно возложить на специалиста по организации здорового образа жизни (валеолога). Квалификация такого наиважнейшего компонента, как речевое развитие, возлагается на логопеда, который совместно с учителем-дефектологом (или педагогом класса) определяет адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения, а также тип образовательного учреждения. Сформированность же определенных образовательных навыков и умений и соответствие их условно нормативным показателям, а также особенности несформированности этих умений и навыков диагностируются педагогом, а в сложных случаях - учителем-дефектологом. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оцениваются социальным педагогом или социальным работником школы.
Но все этиразнородные по сути своей деятельности должны быть сведены в единую картину образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута ребенка. Таким координирующим специалистом и является психолог консилиума. В этом состоит одна из его наиважнейших задач помимо собственно психологических.
В то же время следует определить ряд задач, которые не должны, на наш взгляд, входить в практику и компетенцию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, но должны решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением психолога (по крайней мере, на первом этапе их решения).
К таким задачам следует отнести:
• сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом, и психолога в частности;
• кратковременные проблемы поведения, связанные с сиюминутной ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием, «отклоняющимся» психологическим статусом, которые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);
• разработку программ воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.
В практике «консилиумной» деятельности психологу часто приходится иметь дело с подобными запросами педагогов и администрации, касающимися, как правило, кратковременных, «сиюминутных» проблем с достаточно ясными причинами. Психолог должен, не отказываясь в целом от консультации психологической составляющей этих задач, довести до сведения педагогического состава и администрации свою позицию в их отношении и желательно предотвратить в дальнейшем подобные попытки «переложить на свои плечи» проблемы исключительно педагогического характера.