Тема№ 3: Психолого-педагогическая экспертиза в образовании.
Психологическая экспертиза образовательных систем
1. Общие положения экспертизы психолого-педагогических программ
2. Цели и функции ППЭ.
3. Этапы проведения ППЭ.
Общие положения экспертизы психолого-педагогических программ
Приведем определение такой экспертизы в образовании, данное Г. А. Мкртычяном (2002): «Экспертиза в образовании - это особый способ изучения инновационных явлений и процессов в образовании, имеющий целью обнаружение в них потенциала развития. Отличительными особенностями экспертизы при этом выступают использование гуманитарной методологии познания; гибкость в применении конкретных методов и средств изучения; практикоориентированный характер экспертного исследования; развивающая, поддерживающая направленность».
Можно выделить основные направления экспертной деятельности, получившие наиболее широкое распространение в сфере образования. Это экспертиза образовательных проектов и опытно-экспериментальная работа, программы развития образования и нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей в ходе аттестации и их инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы. Активно вводятся в обиход новые понятия: «психолого-педагогическая экспертиза», «педагогический аудит», «гуманитарная экспертиза». В образовательных учреждениях, органах управления образованием, информационно-диагностических центрах, институтах системы дополнительного образования формируются научно-методические экспертные советы.
|
|
Наряду с учебно-методической, научно-исследовательской и информационно-аналитической деятельностью экспертная работа становится одной из ведущих в сфере интересов региональных институтов развития образования. В связи с ее широким распространением решается управленческий вопрос о создании региональной экспертной службы в образовании.
Широкое распространение экспертных процедур в современной образовательной практике делает настоятельно необходимым теоретико-методологическое осмысление этого вида дельности. На наш взгляд, в основу построения психологической теории экспертизы может быть положено представление об экспертной деятельности как деятельности профессиональной. С одной стороны, это обусловлено реально происходящими процессами профессионализации: экспертные функции вводятся в должностные обязанности педагогов-психологов, методистов и заместителей директоров школ по научной работе, специалистов, занимающихся аттестацией педагогических работников; сотрудников институтов повышения квалификации. В системе дополнительного образования реализуются учебные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки экспертов; разрабатываются и оформляются методические рекомендации и инструментарий для различных видов экспертизы.
|
|
С другой стороны, опыт проведения педагогических экспертиз свидетельствует о том, что экспертная деятельность в образовании имеет особое предназначение, специфические функции, задачи и технологии проведения, предусматривает особый перечень требований к профессиональному уровню экспертов.
На практике экспертная деятельность является не столько самостоятельной профессиональной деятельностью (в первую очередь психологов образования), сколько дополнительной, выполняемой вне функциональных обязанностей психолога, определяемых Положением о службе практической психологии.
Экспертиза такого рода, к которой привлекают педагогов-психологов, является достаточно специфичной и по своему содержанию, и по целям, и по средствам выполнения и в известной степени выходит за границы профессии. В этой связи возможен анализ экспертной деятельности в образовании не только как специальности внутри педагогически ориентированных профессий (в частности, психологии образования), но и как специального вида профессиональной деятельности в рамках общей экспертной профессии. В этом случае экспертиза в образовании оказывается родственной таким специальным видам профессиональной экспертизы, как экспертиза правовая, научно-техническая, медицинская, экологическая и т. д. Основанием для такого подхода является отчетливая тенденция к дифференциации экспертной деятельности в образовании, которая, на наш взгляд, имеет в настоящее время не столько содержательные ограничения, сколько нормативно-правовые. Так, например, в работе практических психологов образования все больший удельный вес начинает приобретать деятельность именно экспертная. Поэтому в перспективе возможна трансформация профессиональной принадлежности по цепочке: психолог образования — психолог-эксперт образования — эксперт образования — психолог-эксперт образования.
Сочетание двух указанных подходов к экспертизе не только отражает современный этап становления экспертной деятельности в образовании, но и обнаруживает ее двойственную природу. В действительности любая экспертиза вбирает в себя и специфику ее объекта - той сферы практической деятельности, в которой она осуществляется, и собственно профессиональную деятельность эксперта. При этом особенности экспертной деятельности в значительной степени предопределяются сферой применения, которая обусловливает и постановку экспертных задач, и выбор средств и процедур исследования, и способ применения полученных результатов.
Следовательно, отправной точкой в изучении экспертной деятельности в сфере образования должно быть целеполагание, определение основных функций и решаемых задач, выявление специфики объекта и предмета экспертизы.
Постановка задач при проведении экспертных работ
Заказ-задание на проведение экспертизы формулируется извне - чаще всего либо управленцами образования, либо самими авторами инновационных образовательных проектов. Эксперту предоставляется право самостоятельного выбора приемов, средств, процедур проведения экспертизы. Следует заметить, что нередко он принимает участие в формулировке и самого экспертного задания, что позволяет сделать его более корректным и обоснованным.
Чаще всего заказ на экспертизу в сфере образования формулируется в общем виде: «оценить результаты опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении», «рассмотреть результаты апробации нового учебно-методического комплекса»; «проанализировать предлагаемый образовательный проект» и т. п. Перевод общей цели в форму конкретных экспертных задач осуществляется, как правило, самим экспертом. Их решение предполагает творческий подход к его работе и не сводится только к выбору адекватных диагностических методов и средств изучения образовательной практики. В тех случаях, когда предметом экспертизы выступает новое явление, применение известных методов и процедур является не всегда корректным и требует от эксперта конструирования нового инструментария, адекватного изучаемому объекту. Это особенно важно, когда речь идет о психологических исследованиях. При этом имеется в виду не только «разрешающая способность» используемого инструментария, но и его применимость к педагогическому явлению.
|
|
Как бы то ни было, но непрерывно развивающееся инновационное образование нуждается в самопознании, в собственном психолого-педагогическом осмыслении. «Назначение экспертизы в образовании как особого способа изучения образовательных процессов и явлений и заключается именно в том, чтобы служить средством такого самопознания, рефлексии его развития» (Мкртчян Г. А., 2002).
В целом можно выделить три основные группы заказчиков экспертизы в образовании:
• представители районных, городских, областных органов управления образованием;
• руководители и педагогические коллективы различных видов и типов образовательных учреждений;
• отдельные педагоги, группы педагогов, ученые, работающие в сфере образования.
Выделяемые группы заказчиков, обращаясь к психологам как к экспертам, преследуют различные цели.
Представители органов управления образованием предполагают получать информационную основу для принятия того или иного управленческого решения. В сферу их интересов входит весь спектр вопросов развития образования, начиная с творческой деятельности отдельных педагогов и кончая крупными инновационными проектами областного масштаба. На региональном уровне заказ на экспертизу от органов управления образованием может осуществляться по следующим основным направлениям:
|
|
• экспертиза результатов опытно-экспериментальной работы на региональных экспериментальных площадках;
• экспертиза нормативно-правовых документов, обеспечивающих содержательно-процессуальную сторону развития образования;
• экспертиза уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников в ходе аттестации;
• экспертиза авторских программ, учебников, учебно-методических и дидактических материалов, подлежащих тиражированию и использованию в образовательных учреждениях региона;
• экспертиза результатов реализации целевых и комплексных областных программ развития образования;
• экспертиза инновационных проектов, предлагаемых к реализации.
Управленческие решения, принятые на основе экспертизы, оформляются в виде соответствующих приказов, положений, рекомендаций и т. п.
Если заказчиком экспертизы выступают руководители и педагогические коллективы отдельных образовательных учреждений, общей целью становится проведение своего рода «педагогического аудита» образовательного процесса в данном учреждении. Как правило, в педагогическом коллективе, который прошел определенный путь поиска и апробации своей модели школы, особой образовательной программы, особого уклада школьной жизни, формируется потребность посмотреть на себя со стороны, определить, на каком этапе развития находится учреждение, какие последующие приоритетные задачи кому следует решать, какие коррективы необходимо внести в программу его развития и т. д.
При этом школа (детский сад, профессиональное училище и т. п.) заинтересована не только во внешней объективной оценке своего инновационного пути, но рассчитывает и на поддержку, и совместный поиск перспектив развития. Очевидно, что в основе подобного рода заказа на экспертизу лежит принципиально иная мотивация. И, соответственно, подобная экспертиза предполагает принципиально иной характер отношений между участниками и разработчиками инновационного проекта и экспертами, а именно отношение диалога и сотрудничества (А. Н. Тубельский, С. Л. Братченко).
В третью группу заказчиков экспертизы входят авторы учебных программ, учебников, учебно-методических и дидактических материалов, разработчики новых технологий обучения. По способу инициирования данный вид экспертизы также имеет добровольный характер. Среди ее заказчиков следует различать авторов, выбирающих «свой путь» в педагогической деятельности на основе разработанных ими материалов, и авторов, претендующих на широкое тиражирование своих учебно-методических разработок и внедрение их в практику образовательных учреждений.
В первом случае экспертиза носит разрешительный характер. В результате ее заказчик получает сертификат, дающий ему право на реализацию творческих учебно-методических и дидактических новаций в своей педагогической деятельности. В этой ситуации экспортируемые разработки носят индивидуальный авторский характер и не подлежат тиражированию.
Во втором случае автор получает рекомендацию к изданию и внедрению вариативных учебных программ, учебников в практику образовательных учреждений региона. Очевидно, что во втором случае экспертиза нуждается в более строгих и жестких процедурах и критериях оценивания.