Виды консилиума

Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. В ситуации, когда на промежуточном этапе были получены значительные изменения состояния (не только вследствие деятельности психолога, но и других специалистов либо произошли какие-то незапланированные события (резко изменившие как состояние, так и условия существования ребенка), вынесение обсуждения ситуации на консилиум всеми специалистами также является необходимым. Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах. Соотвующее разделение консилиумного процесса приводится и в Положении о консилиуме образовательного учреждения*.

* Впервые такое определение типов консилиума было приведено в организации системы психолого-медико-педагогической помощи. См.: Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. / Под ред. М. М. Семаго. М.: Аркти, 1998.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

• определение путей психолого-медико-педагогического со­провождения детей;

• выработка согласованных решений по определению обра­зовательного коррекционно-развивающего маршрута и до­полнительных программ развивающей или коррекционной работы;

• динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ра­нее намеченной программы;

• решение вопроса об изменении образовательного маршру­та, развивающей и коррекционной работы по завершению обучения (окончании учебного года).

Как правило, плановые консилиумы проводятся 2-4 раза и год. При наличии в школе классов коррекционно-развивающего обучения (или специализированных групп на базе ДОУ), периодичность плановых консилиумов может быть определена потребностями соответствующего образовательного учреждения.

Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога класса, психолога или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, поводом для внепланового консилиума является выяснение или возникновениеновых обстоятельств, влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития и т. п.

Задачами внепланового консилиума являются:

• решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсульти­рован ребенок в первую очередь);

• изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в слу­чае ее неэффективности;

• решение вопроса об изменении образовательного маршру­та либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного заведе­ния (в этом случае консилиум обязан порекомендовать родителям прохождение психолого-медико-педагогичес­кой комиссии).

Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности консилиума является завершающей ста­дией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ребенком либо завершается (в ситуации итогового консилиума и выведения ребенка из системы специализированной помощи или переводе на иную программу обучения, в другое образова­тельное учреждение), либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов. Это происходит в том случае, когда ребенок продолжает нуждаться в дополнительной внеучебной специализированной помощи. Если ребенок (группа детей) не выходит за пределы типологических показателей данного образовательного учреждения, то есть удовлетворяет социально-психологическому нормативу данного учреждения, оценка динамики освоения программного материала, воспитательные моменты и мероприятия и пр. проводятся педагогическим составом, классным руководителем на педагогических советах - то есть идет обычный образовательный процесс. Консилиумная деятельность в такой ситуации выражается лишь в мониторинговом компоненте сопровождения (в реальных условиях - в плановом наблюдении за ребенком со стороны психолога школы, если нет специальных инструментов скрининга - например, социометрического мониторинга или чего-либо подобного). Постоянная деятельность консилиума по отношению к каждому ребенку, детальное обсуждение всех детей вне зависимости от динамики их обучения и развития, на наш взгляд, не оправдана, избыточна. Это относится и к детям, обучающимся в системе специального образования: если динамика их развития и овладения программным материалом соответствует школь­ным требованиям (или требованиям программы ДОУ компен­сирующего, комбинированного типа), то проводить по каждому ребенку консилиум только потому, что они учатся в коррекционной школе (классе, специализированном ДОУ и т. п.), на наш взгляд, не имеет смысла.

Если вследствие продолжительной болезни, каких-либо «форс-мажорных» обстоятельств, ребенок начинает значительно отставать от детей в программе обучения, и вследствие этого возникают запросы со стороны педагогов, родителей или воспитате­лей ГПД, - консилиумная деятельность может быть возобнов­лена и ребенок взят под его пристальное наблюдение и помощь.

Важным аспектом деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума является форма взаимо­действия специалистов.

Деятельность специалистов консилиума отличается от деятельности специалистов в составе психойого-медико-педагогической комиссии (Грибова О. Е., 2002).

В задачи консилиума прежде всего входит разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения ребенка, поэтому форма организации процедуры обследования может быть только индивидуальной для каждого специалиста с последую­щим коллегиальным обсуждением полученных каждым спе­циалистом результатов и выработкой соответствующего реше­ния и комплексных рекомендаций. В данном случае такая форма работы полностью совпадает с индивидуально-коллегиальной формой проведения ПМПК. Это, в свою очередь, требует более длительной (по крайней мере, в течение нескольких дней) процедуры обследования, изменения самой технологии консилиумной деятельности по сравнению с работой ПМПК.

Формулировка коллегиального заключения базируется на подробных углубленных заключениях каждого из специалистов и согласовании их рекомендаций. Эти условия предъявляют определенные требования к составу консилиума. Если в случае регулярно действующей комиссии состав ее заранее определен и утвержден соответствующим приказом по учреждению (в соответствии с приказом Управления образования), то в консилиум включаются все те специалисты, которые работа­ют в той или иной технологии с данным ребенком (что также утверждается соответствующим документом). Таким образом, состав школьного консилума для каждого ребенка индивидуа­лен: одни специалисты (например, психолог или врач) работают постоянно, другие (педагог класса, учитель-логопед, воспитатель ГИД и др.) меняются. Это также накладывает определенные условия на их совместную деятельность и взаимодействие.

Как отмечает А. Я. Юдилевич, в современной командной работе специалистов ПМПК реализуются два основных прин­ципа - мулыпидисциплинарный и междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к дея­тельности школьного консилиума.

Смысл мультидисциплинарного принципа заключается в реализации комплексного подхода к оценке развития ребенка и предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов консилиума (от врачей до социальных работников и воспитателей ГПД).

Междисциплинарный принцип деятельности специалис­тов при оценке психического развития ребенка предусматри­вает необходимость как выработки (согласования) коллеги­альных подходов при подобного рода оценки, так и преломле­ния (и даже коррекции) мнения каждого из специалистов в зависимости от трактовки полученных данных о ребенке другими специалистами. Это требует и соответствующей техноло­гии проведения коллегиального обсуждения, то есть техноло­гии междисциплинарного взаимодействия. Основная нагрузка в этом случае ложится на специалиста, ведущего заседание данного консилиума. Важной задачей руководителя консилиума становится последовательность обсуждения ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов и т. п. Подобные технологии взаимодействия специалистов при коллегиальном обсуждении еще не получили достаточного освещения в литературе.

Из всего вышесказанного следует, что учет обоих принципов командной работы специалистов выдвигает на первый план не столько задачи образования (хотя косвенно последние и воп­лощаются в конкретных рекомендациях по изменению образо­вательного маршрута в каждом отдельном случае или особен­ностях индивидуального сопровождения ребенка в образова­тельном пространстве), сколько задачи специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексное пси­хотерапевтически ориентированное сопровождение его семьи, что: «... в значительной мере снижает возможность возникно­вения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленько­го человека, соблюдении его прав» (А. Я. Юдилевич).

Документирование. Данный вид работы психолога отно­сится одновременно к различным по виду направлениям де­ятельности (диагностическому, консультационному, коррекционно-развивающему - в ситуации консилиумного сопро­вождения ребенка), поэтому и используется документация соответствующих типов. В данном случае следует остановить­ся исключительно на документировании экспертной консилиумной деятельности.

Для ведения рабочей документации можно использовать журналы стандартного образца, в частности «Рабочий журнал психолога образовательного учреждения» (Изд. ТЦ Сфера, 2002).

Проведение индивидуального обследования ребенка психологом в ходе подготовки заседания консилиума аналогично обычной углубленной оценке и поэтому может быть зарегист­рировано в журнале/разделе Регистрация видов работ на соответствующей строке, в разделе «Диагностика» (в графах Первичное обследование», «Повторное обследование»), а кон­сультирование родителей, законных представителей, - соот­ветственно, в разделе «Консультирование» (в графах: Консультирование родителей. Консультирование специалистов). Соответственно, в графе Код причины обращения можно отметить «ОМ» (определение образовательного маршрута) с рас­шифровкой «Консилиум» либо другой аналогичный код. В журнале может быть также создана отдельная графа Проведение консилиума, в которой регистрируется участие психолога в коллегиальном обсуждении ребенка на консилиуме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: