Основные идеи. Слово «холотропный» буквально означает «стремящийся к це­лостности» (от греч

Слово «холотропный» буквально означает «стремящийся к це­лостности» (от греч. hobs — целое и trepein — движущийся в опре­деленном направлении, направляющийся). Основная посылкахо-лотропной терапии состоит в том, что средний человек отождест­вляет себя самого только с телом и Эго, это обедняет его жизнь, ведет к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений об­разу жизни, вызывает эмоциональные и психосоматические рас­стройства. Поэтому важнейшая задачахолотропной терапиирас-крытьпередчеловекомегодуховныйпотенциал,показатьему непосред­ственным образом возможности совершенно другого взгляда на мир.

Холотропный модус сознания предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без участия органов воспри­ятия, опыт в этом состоянии сознания подтверждает набор прин­ципов, противоречащих физикалистской картине мира, а имен­но: плотность и дискретность материи — это иллюзия, порождае­мая определенной «оркестровкой» событий в сознании; время и пространство совершенно условны; одно и то же пространство может в одно и то же время заниматься многими объектами; про­шлое и будущее всегда доступны и могут быть эмпирически при­внесены в настоящий момент; человек может воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно и то же время воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым; одно и то же может быть и истинным, и неистинным в одно и то же время; форма и пустота существования и несуществования взаимозаменяемы и т.д. [4].

Прежде всего холотропная терапия опирается на возможности необычных состояний сознания, использует техники наведения этих состояний (сначала это были опыты с ЛСД, затем холотропное дыхание и медитации). С. Гроф описывает массу необычайных феноменов сознания, наблюдаемых при использовании этих тех­ник и регистрируемых им для создания новой «картографии со­знания». Сюда относятся: выход за пределы пространственных гра­ниц (т.е. отождествление с другими людьми, отождествление с животными или растениями, переживание неодушевленной ма­терии, переживания вне тела, ясновидение и т.д.); выход за пре­делы линейного времени (т. е. внутриутробные переживания, опыт предков, переживание прошлых воплощений и т.д.); эмпиричес­кий выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени (т.е. спиритические и медиумические переживания, встре­чи с духовными учителями, встречи с божествами и т.д.); психо-идные трансперсональные переживания (т.е. психокинез, цели-


тельство и ведовство, особые способности и т.д.). Его модель пси­хики во многом напоминает представления великих мистических традиций.

Особое значение С. Гроф придает внутриутробным пережива­ниям индивида. Он выделяет четыре базовые перинатальные мат­рицы, являющиеся как бы кристаллизацией внутриутробного опы­та, приобретенного в течение беременности. Психологические травмы, полученные ребенком в этот период, могут стать осно­вой для будущих психических заболеваний вплоть до шизофре­нии, вторичное проживание этого опыта ведет к исцелению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: