Медитативная психотерапия

Медитация (от лат. meditatio — размышление) — это метод работы со своим психическим миром, активно развивавшийся в восточных системах совершенствования человека (йоги и буд­дизма), но свойственный всем людям. Последнее время намети­лось большое сближение между современной психотерапией и восточными концепциями психической жизни человека. Те или иные медитативные техники используются в самых разных шко­лах психотерапии: гештальттерапии, НЛП, психосинтезе, в не­которых направлениях телесной терапии, даже знаменитую тех­нику свободных ассоциаций З.Фрейда вполне допустимо трак­товать как определенный тип медитации. Но в то же время мож­но говорить и о самостоятельном медитативном направлении психотерапии.

Основные идеи

Чрезвычайно легко и в то же время трудно дать определение медитации, легко — потому что таких определений множество, трудно — потому что все они не отражают этого понятия в его


полноте. Обычно медитация понимается как сосредоточение, осо­бая концентрация на одной мысли, образе или предмете, либо как очищение сознания от всяких мыслей и образов, либо как внутренняя психическая работа над своими переживаниями. Вер­но и то, и другое, и третье, но главная задача медитацииприве­сти человека к самому себе, к центру собственной самокоррекции и личностного роста, где, собственно, и начинается исцеление, откуда приходят неожиданные творческие решения проблем.

Яснее это понятие может стать после сравнения его с другими базовыми понятиями психологии: поведением, деятельностью и общением. Если поведение — это реакция субъекта (S) на воздей­ствие того или иного объекта (О) на него, то деятельность — это всегда целенаправленное воздействие субъекта (S) на объект (О), где вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) порождается и регулируется самим субъектом, в результа­те деятельности получается преобразованный объект (О). В случае общения происходит взаимодействие субъекта (S) с равноправ­ным ему субъектом (S) и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам. Ни одна из сторон не может рассматриваться как пассивный объект воздействия, в противном случае общение ре­дуцируется до деятельности одного субъекта над другим, что в научной литературе именуется манипулированием.

В случае жемедитации нет второй стороны, нет деятельности и нетобщения, субъект не рефлексирует, воздействуянасебяилибесе-дуя с самим собой, он просто собой становится, что мы обозначили символом «S» (см. таблицу 1). В этом состоянии внутреннего бытия собой происходит спонтанное решение проблем и наиболее тес­ный контакт с бессознательным. Медитация может быть различ­ной глубины, может сопровождать процесс деятельности или об­щения, но суть ее состоит именно в обращении к самому себе, поиску некоторого ответа изнутри, который приходит обычно не как результат долгих логических построений, а как спонтанное понимание, озарение, инсайт.

В таблице приведены схемы всех основных видов человеческой активности и результаты этой активности.

Таблица 1

Вид активности Схематическое изображение Результат активности
Поведение 0=ф£=> Л Реакция (Д)
Деятельность 5=> 0=> О Изменение объекта (О)
Общение StiS Взаимопонимание
Медитация S Инсайт, просветление

Инсайт всегда сопровождается яркой эмоциональной реакци­ей: лицо всегда освещается радостной улыбкой, человек воскли­цает что-нибудь в восхищении перед открывшимся ему понима­нием, так Архимед закричал: «Эврика!», открыв свой великий закон. Логично предположить, что он по сути медитировал, расслабив­шись в ванне (расслабление является чрезвычайно важным фак­тором эффективной медитации). Знаменитый физик Нильс Бор, по свидетельству очевидцев, приходил к своим изящным реше­ниям, впадая в странное трансовое состояние.

Однако отсюда также понятно, что любой человек, когда-либо занимавшийся углубленным размышлением, решавший творчес­кую задачу, испытавший инсайт, т.е. новое понимание, обяза­тельно при этом непроизвольно занимался медитацией. То есть медитация не есть что-то чуждое, привнесенное к нам с Востока, но свойственная всем людям способность, открывающая пути к твор­честву.

В этом смысле медитация является просто одним из видов че­ловеческой активности, основой творческого решения, впрочем она доступна уже человекообразным обезьянам. Знаменитый не­мецкий психолог Келлер, исследовавший интеллект обезьян, от­мечал, что при решении творческой задачи обезьяна сначала глу­боко задумывалась (медитировала), затем ее лицо озарялось яр­кой улыбкой (инсайт), и она прямиком бежала к палке, чтобы сбить банан.

Когда человек понимает что-то в себе, открывает какой-то внутренний нравственный закон, то происходит то, что на Вос­токе называют просветлением (это нравственный инсайт): чело­веку становится ясно, из-за чего он раньше страдал и как теперь ему жить, заблуждение и соответствующее ему страдание исчеза­ют, сознание становится светлым и радостным. В этом смысле ме­дитация чаще всего использовалась в религиозных целях.

В чань-буддизме медитация осуществляется при сосредоточе­нии сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыс­лей), в одной точке. Это сосредоточение сочетается с максималь­ной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психичес­кого напряжения и достижением предельно уравновешенного со­стояния. Сосредоточенность сознания в данном случае вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. В ходе практики медитирующий вырабатывает в себе спо­собность к непроизвольной концентрации внимания, когда со­знание свободно движется от одного объекта к другому, течет, как вода, не задерживаясь ни на одном объекте и вместе с тем отражая его с максимальной адекватностью и полнотой.

Медитация в буддистской традиции понимается как такое со­стояние сознания, когда все духовные силы находятся в равнове­сии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не возмущают


его спокойствия. Это можно сравнить с тем, как будто на бурля­щее море обыденного сознания вылили масло, и волны успокаи­ваются — остается лишь гладкое блестящее зеркало. И именно в этом зеркале сознания мириады отражений появляются и исчеза­ют, никак не нарушая его спокойствия.

Также медитация может быть сопоставлена с такими базовыми терминами, как «транс» и «гипноз». Состояния, испытываемые субъектом во всех трех случаях, весьма сходны, всегда происходит концентрация внимания на внутреннем мире. Однако медитация все­гда предполагает активность самого субъекта, его свободу, про­буждение его творчества и инсайт как результат медитации. В слу­чае же транса и гипноза это не главная цель, целью скорее явля­ется воздействие одного субъекта на другого, при гипнозе оно более прямолинейно (директивно), чем при трансе, и неконтро­лируемо субъектом, на которого это действие оказывается. Гип­ноз в этом смысле представляется менее предпочтительным, но медитация обычно требует значительной самостоятельной рабо­ты клиента, его внутренней квалификации. Необходимо отметить, что трансовое состояние в процессе психотерапии в той или иной степени происходит всегда, без него достижение успеха практи­чески невозможно. Транс делает психический мир клиента доста­точно пластичным и, главное, даетвозможностъобщатъсясегобес-сознательным. Транс основан на доверии к терапевту и позволяет последнему «плавно вести» клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: