Клиент лежит на терапевтической кушетке или сидит в удобном кресле, терапевт применяет сначала ту или иную технику для его расслабления. После достижения им состояния расслабления емуиреддатаетсяпредставитьобразыназаданнуютерапевтомтему. Причем клиент рассказывает терапевту о спонтанно представляемых им образах и возникающих при этом переживаниях, а терапевт как бы мягко сопровождает его в этом путешествии и направляет, если это необходимо, его воображение в нужную для достижения терапевтического эффекта сторону. По сути дела, он в нужные моменты времени делает замечания типа «да», «угу», «вот как!» и т.п., повторяет те или иные описания пациента, задает вопросы на уточнение: «Дерево большое?» и т.д.
Длительность сеанса в среднем составляет 20 минут, но не больше 35 — 40 минут. Весь курс терапии состоит из 8—15 сеансов, в сложных случаях до 30 — 50 сеансов.
Кататимно-имагинативная терапия имеет три ступени (основную, среднюю и высшую), которые различаются прежде всего используемыми темами (мотивами), но и некоторыми особенностями терапевтических техник.
|
|
Стандартныемотивыосновнойступени:
1) мотив луга, который можно использовать как начало сновидения наяву;
2) мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья;
3) мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;
4) мотив дома, который осматривается;
5) мотив опушки леса, где, находясь на лугу, надо заглянуть в темноту леса, чтобы посмотреть, какая символическая фигура выйдет из леса.
Стандартныемот ивы средней ступени:
1) представление значимого лица;
2) исследование установки по отношению к сексуальности (для женщин — поездка на повозке или машине, для мужчины — куст роз на краю луга);
3) исследование установки по отношению к агрессии (представляется дикая кошка — лев или тигр);
4) определение идеала Я (выбрать себе имя того же пола, потом представить себе этого человека).
Стандартные мотивы высшей ступени: пещера, вулкан и фолиант.
В конкретной работе с пациентом можно использовать образы различных ступеней, но начинается терапия с мотивов основного уровня. Кроме перечисленных мотивов могут использоваться и многие другие: встреча с семьей животных (с целью получить представление о проблемах в семье ребенка), получение во владение надела земли и т.д. Могут также представляться какая-нибудь значимая ситуация из реальной жизни, сцена из сновидения, представление значимого предмета, например любимой игрушки.
Для пациентов с психосоматическими проблемами эффективным может быть просмотр органов тела изнутри (пациент представляет себя маленьким человечком, путешествующим по телу).
|
|
Каждая из тем соответствует определенной психологической проблематике. Например, мотив ручья символизирует оральные проблемы и отношения с матерью, а также выражает процесс текущего психического развития. То, как клиент воображает себе ручей, может иметь диагностическое значение: признаками нарушений, указывающими на существование внутреннего конфликта, может быть то, что вода кажется ему грязной или ледяной, так что ее нельзя пить или опустить в нее ноги, если исток ручья еле сочится из песка и т.д. В ходе нескольких сеансов образ ручья может спонтанно меняться в более позитивную форму, что сопровождается исчезновением той или иной симптоматики.
Пример.
Девятилетняя девочка больше года страдала рецидивирующей крапивницей. С ней было проведено несколько сеансов символдрамы с представлением сцен купания и была обсуждена выявленная тем самым конфликтная проблематика. После нескольких коротких рецидивов кожное заболевание исчезло полностью, и в течение Злет последующего наблюдения не было выявлено ни одного проявления крапивницы [11, с. 42].
Весьма важным представляется также мотив подъема в гору. Гора может выражать проблемы конкурентных отношений с родителями, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки клиента. У невротических пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом или даже кучей песка, при завышенном уровне — очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками. Важны и путь до вершины, и панорама, открывающаяся с нее, и многое другое, опытный терапевт умеет «читать» возникающие у клиента образы.
Пример.
18-летний подросток страдал заиканием, особенно в присутствии отца или учителя, что, по мнению Х.Лейнера, лечившего его, свидетельствовало о непреодоленной авторитарной проблематике. Представляя в ходе терапии гору, подросток смог подняться на нее, сделав определенное усилие, но с вершины горы он увидел еще более высокую и массивную гору, на вершине которой стояла массивная обзорная башня. Х.Лейнер сделал вывод, что покоренная гора соответствовала собственному уровню притязаний подростка. Это усиливало сравнение с огромной горой напротив, намного превышающей гору подростка. Эта гора с мощной башней на вершине представляла типичный фрейдистский символ мужского начала, символ отцовско-авторитарного мира.
Х.Лейнер предположил, что если удастся побудить пациента подняться и на отцовскую гору с ее башней (как выражение идентификации с отцом, которая до сих пор оставалась нарушенной), то должно произойти изменение в его отношении к отцовскому авторитету.
Прохождение через долину и подъем на большую гору и башню удались, хотя и не без трудностей. В последний момент разразилась такая гроза, что без подбадриваний терапевта он не смог бы подняться на башню. Пациент очень гордился своим достижением, а терапевт, в свою очередь, положительно комментировал это достижение, но не давал никаких интерпретаций.
Когда спустя три дня пациент опять пришел на прием, он сообщил, что у него больше не осталось никаких следов заикания, он мог чисто говорить в присутствии как отца, так и учителя, и отстаивать свое мнение в споре с ними [11, с. 37].
Каждая тема, предлагаемая клиенту для направленного воображения, может быть подробно охарактеризована с точки зрения тех глубинных проблем, которые могут с ее помощью быть выявлены и решены, но мы не можем изложить здесь все эти данные.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ Н.ЛИНДЕ
Эмоционально-образная терапия — сравнительно новое направление, от кататимно-имагинативной терапии она отличается рядом признаков. Во-первых, исходные темы не задаются терапевтом, а образы создаются клиентом, исходя из проблемного эмоционального состояния. Общая формула этой терапии может быть выражена так: чувство — образ — трансформация — чувство. Во-вторых, терапевт совместно с клиентом анализируют проблему клиента, используя, например, прием диалога с образом, в результате чего выясняется суть внутреннего конфликта. В-третьих, терапевт предлагает клиенту те или иные методики мысленного воздействия на образ, которые могут с его точки зрения привести к решению проблемы или продвинуться в сторону
|
|
решения. Задача всех предпринимаемых действий состоит в том, чтобы трансформировать исходное негативное состояние в позитивное или нейтральное, поскольку исходное теоретическое положение состоит в том, что любая проблема изначально фиксируется некоторой «застрявшей» эмоцией. Если эта эмоция найдена и устранена, то когнитивная и поведенческая стороны решения проблемы находятся почти автоматически, в противном же случае «доводы разума» практически не действуют.
В некоторых случаях при выборе способа воздействия на соответствующий образ терапевт доверяет интуиции клиента (или своей), но в большинстве случаев действия должны соответствовать структуре проблемы и преследовать конкретные цели. Главное: не рекомендуется предпринимать насильственные и чисто механические (без понимания) действия. Например, часто сталкиваешься с непроизвольным желанием клиента выкинуть, зарыть, сжечь и т.д. негативный образ. Однако практика показывает, что это лишь подавление или вытеснение с помощью образов исходной проблемы, что не приводит к ее решению. Более того, то, что представляется негативным, в итоге оказывается искаженной частью личности клиента, которая содержит в себе важнейшие ресурсы. Поэтому опытный терапевт «читает» образы и понимает, какая психологическая реальность за ними скрыта, работа происходит с этой реальностью, но через образы. Наивно думать, что простое механическое изменение образов приведет к результату.
|
|
Понимание проблемы клиента требует знания различных психотерапевтических теорий: психоанализа, индивидуальной психологии А.Адлера, гештальттерапии, трансактного анализа Э.Берна и т.д.
Весь терапевтический процесс по этой схеме может быть представлен как последовательность из десяти шагов:
1. Клиническая беседа. Результатом данной клинической беседы должно быть ясное выделение некоторого значимого симптома: чувства или состояния. Это чувство должно быть актуализировано (в той или иной степени) здесь и теперь.
2. Прояснение симптома. На этом этапе, во-первых, симптом должен быть ясно очерчен и найдены его психосоматические проявления. То есть если чувство недостаточно ясно осознается индивидом, то терапевт старается его усилить, проявить здесь и теперь, выяснить его оттенки. Во-вторых, необходимо установить, каким образом это чувство или состояние выражено телесно. В-третьих, следует установить связь между некоторой конкретной ситуацией и возникновением симптома.
3. Создание образа. Теперь субъекту предлагается представить данное чувство (симптом) в форме некоторого образа, находящегося перед ним на стуле или просто в пространстве. Как правило,
используется зрительный образ, но можно подключать и слуховой, и кинестетический каналы.
4. Исследование образа. Образ изучается с точки зрения его чувственных характеристик (размер, форма, цвет и т.д.), с точки зрения функций (что он делает для субъекта) и с точки зрения отношения (субъекта к образу и наоборот).
5. Проверка на фиксацию. Под фиксацией мы подразумеваем наличие эмоционально-энергетической связи между образом и состоянием субъекта. Если такая связь действительно существует, то какие-либо намеренные изменения образа должны привести к изменениям состояния субъекта, например, увеличение размера образа может привести к усилению негативного состояния и наоборот.
6. Трансформация. Здесь может быть применена одна из десяти базовых стратегий трансформации образа, наиболее часто применимые — мысленное действие с образом, передача чувства и взаимодействие с парным образом. К этому моменту у вас должна сложиться достаточно ясная гипотеза о механизмах возникновения психологической проблемы у индивида, и вы должны предложить ему те или иные методы трансформации на основе этого понимания. Однако можно довериться и интуиции вашего клиента или провести предварительные пробы с разными методами.
7. Интегрирование образа с личностью. Если достигнуто желаемое состояние субъекта, то необходимо, чтобы последний телесно принял полученный позитивный образ или иным способом интегрировался с ним как с частью своей личности, или установил с ним другого рода позитивные отношения.
8. Ситуационная проверка. Если субъект представит себе ту ситуацию, которая обычно вызывала данное негативное состояние, и при этом состояние не возникнет снова, то это может служить критерием успешности трансформации.
9. Экологическая проверка. Следует выяснить, не возникло ли у субъекта побочных нежелательных симптомов. Если нет, можно закрепить результат.
10. Закрепление. Субъекту предлагается поставить внутренний
«якорь», т.е. мысленно договориться с достигнутым состоянием,
чтобы оно сохранилось на необходимый срок.