Терапия. Клиент лежит на терапевтической кушетке или сидит в удоб­ном кресле, терапевт применяет сначала ту или иную технику для его расслабления

Клиент лежит на терапевтической кушетке или сидит в удоб­ном кресле, терапевт применяет сначала ту или иную технику для его расслабления. После достижения им состояния расслабления емуиреддатаетсяпредставитьобразыназаданнуютерапевтомтему. Причем клиент рассказывает терапевту о спонтанно представляе­мых им образах и возникающих при этом переживаниях, а тера­певт как бы мягко сопровождает его в этом путешествии и на­правляет, если это необходимо, его воображение в нужную для достижения терапевтического эффекта сторону. По сути дела, он в нужные моменты времени делает замечания типа «да», «угу», «вот как!» и т.п., повторяет те или иные описания пациента, за­дает вопросы на уточнение: «Дерево большое?» и т.д.

Длительность сеанса в среднем составляет 20 минут, но не боль­ше 35 — 40 минут. Весь курс терапии состоит из 8—15 сеансов, в сложных случаях до 30 — 50 сеансов.

Кататимно-имагинативная терапия имеет три ступени (ос­новную, среднюю и высшую), которые различаются прежде всего используемыми темами (мотивами), но и некоторыми особенно­стями терапевтических техник.

Стандартныемотивыосновнойступени:

1) мотив луга, который можно использовать как начало сно­видения наяву;

2) мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по тече­нию до его истока, либо вниз по течению до устья;

3) мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;

4) мотив дома, который осматривается;

5) мотив опушки леса, где, находясь на лугу, надо заглянуть в темноту леса, чтобы посмотреть, какая символическая фигура выйдет из леса.

Стандартныемот ивы средней ступени:

1) представление значимого лица;

2) исследование установки по отношению к сексуальности (для женщин — поездка на повозке или машине, для мужчины — куст роз на краю луга);

3) исследование установки по отношению к агрессии (пред­ставляется дикая кошка — лев или тигр);


4) определение идеала Я (выбрать себе имя того же пола, по­том представить себе этого человека).

Стандартные мотивы высшей ступени: пещера, вулкан и фо­лиант.

В конкретной работе с пациентом можно использовать образы различных ступеней, но начинается терапия с мотивов основного уровня. Кроме перечисленных мотивов могут использоваться и многие другие: встреча с семьей животных (с целью получить представление о проблемах в семье ребенка), получение во вла­дение надела земли и т.д. Могут также представляться какая-нибудь значимая ситуация из реальной жизни, сцена из снови­дения, представление значимого предмета, например любимой игрушки.

Для пациентов с психосоматическими проблемами эффектив­ным может быть просмотр органов тела изнутри (пациент пред­ставляет себя маленьким человечком, путешествующим по телу).

Каждая из тем соответствует определенной психологической проблематике. Например, мотив ручья символизирует оральные проблемы и отношения с матерью, а также выражает процесс текущего психического развития. То, как клиент воображает себе ручей, может иметь диагностическое значение: признаками нару­шений, указывающими на существование внутреннего конфлик­та, может быть то, что вода кажется ему грязной или ледяной, так что ее нельзя пить или опустить в нее ноги, если исток ручья еле сочится из песка и т.д. В ходе нескольких сеансов образ ручья может спонтанно меняться в более позитивную форму, что со­провождается исчезновением той или иной симптоматики.

Пример.

Девятилетняя девочка больше года страдала рецидивирующей крапив­ницей. С ней было проведено несколько сеансов символдрамы с представ­лением сцен купания и была обсуждена выявленная тем самым конфликт­ная проблематика. После нескольких коротких рецидивов кожное заболе­вание исчезло полностью, и в течение Злет последующего наблюдения не было выявлено ни одного проявления крапивницы [11, с. 42].

Весьма важным представляется также мотив подъема в гору. Гора может выражать проблемы конкурентных отношений с ро­дителями, высота горы характеризует уровень притязаний и са­мооценки клиента. У невротических пациентов с заниженным уров­нем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом или даже кучей песка, при завышенном уровне — очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками. Важны и путь до вершины, и панорама, открывающаяся с нее, и многое дру­гое, опытный терапевт умеет «читать» возникающие у клиента образы.


Пример.

18-летний подросток страдал заиканием, особенно в присутствии отца или учителя, что, по мнению Х.Лейнера, лечившего его, свидетельствова­ло о непреодоленной авторитарной проблематике. Представляя в ходе те­рапии гору, подросток смог подняться на нее, сделав определенное уси­лие, но с вершины горы он увидел еще более высокую и массивную гору, на вершине которой стояла массивная обзорная башня. Х.Лейнер сделал вывод, что покоренная гора соответствовала собственному уровню притя­заний подростка. Это усиливало сравнение с огромной горой напротив, на­много превышающей гору подростка. Эта гора с мощной башней на верши­не представляла типичный фрейдистский символ мужского начала, сим­вол отцовско-авторитарного мира.

Х.Лейнер предположил, что если удастся побудить пациента подняться и на отцовскую гору с ее башней (как выражение идентификации с отцом, которая до сих пор оставалась нарушенной), то должно произойти измене­ние в его отношении к отцовскому авторитету.

Прохождение через долину и подъем на большую гору и башню уда­лись, хотя и не без трудностей. В последний момент разразилась такая гроза, что без подбадриваний терапевта он не смог бы подняться на баш­ню. Пациент очень гордился своим достижением, а терапевт, в свою оче­редь, положительно комментировал это достижение, но не давал никаких интерпретаций.

Когда спустя три дня пациент опять пришел на прием, он сообщил, что у него больше не осталось никаких следов заикания, он мог чисто говорить в присутствии как отца, так и учителя, и отстаивать свое мнение в споре с ними [11, с. 37].

Каждая тема, предлагаемая клиенту для направленного вооб­ражения, может быть подробно охарактеризована с точки зрения тех глубинных проблем, которые могут с ее помощью быть выяв­лены и решены, но мы не можем изложить здесь все эти данные.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ Н.ЛИНДЕ

Эмоционально-образная терапия — сравнительно новое направ­ление, от кататимно-имагинативной терапии она отличается ря­дом признаков. Во-первых, исходные темы не задаются тера­певтом, а образы создаются клиентом, исходя из проблемного эмоционального состояния. Общая формула этой терапии может быть выражена так: чувствообразтрансформациячув­ство. Во-вторых, терапевт совместно с клиентом анализируют проблему клиента, используя, например, прием диалога с обра­зом, в результате чего выясняется суть внутреннего конфликта. В-третьих, терапевт предлагает клиенту те или иные методики мысленного воздействия на образ, которые могут с его точки зре­ния привести к решению проблемы или продвинуться в сторону


решения. Задача всех предпринимаемых действий состоит в том, чтобы трансформировать исходное негативное состояние в пози­тивное или нейтральное, поскольку исходное теоретическое по­ложение состоит в том, что любая проблема изначально фикси­руется некоторой «застрявшей» эмоцией. Если эта эмоция найде­на и устранена, то когнитивная и поведенческая стороны реше­ния проблемы находятся почти автоматически, в противном же случае «доводы разума» практически не действуют.

В некоторых случаях при выборе способа воздействия на соот­ветствующий образ терапевт доверяет интуиции клиента (или сво­ей), но в большинстве случаев действия должны соответствовать структуре проблемы и преследовать конкретные цели. Главное: не рекомендуется предпринимать насильственные и чисто механи­ческие (без понимания) действия. Например, часто сталкиваешь­ся с непроизвольным желанием клиента выкинуть, зарыть, сжечь и т.д. негативный образ. Однако практика показывает, что это лишь подавление или вытеснение с помощью образов исходной про­блемы, что не приводит к ее решению. Более того, то, что пред­ставляется негативным, в итоге оказывается искаженной частью личности клиента, которая содержит в себе важнейшие ресурсы. Поэтому опытный терапевт «читает» образы и понимает, какая психологическая реальность за ними скрыта, работа происходит с этой реальностью, но через образы. Наивно думать, что простое механическое изменение образов приведет к результату.

Понимание проблемы клиента требует знания различных пси­хотерапевтических теорий: психоанализа, индивидуальной пси­хологии А.Адлера, гештальттерапии, трансактного анализа Э.Бер­на и т.д.

Весь терапевтический процесс по этой схеме может быть представлен как последовательность из десяти шагов:

1. Клиническая беседа. Результатом данной клинической беседы должно быть ясное выделение некоторого значимого симптома: чувства или состояния. Это чувство должно быть актуализировано (в той или иной степени) здесь и теперь.

2. Прояснение симптома. На этом этапе, во-первых, симптом должен быть ясно очерчен и найдены его психосоматические про­явления. То есть если чувство недостаточно ясно осознается инди­видом, то терапевт старается его усилить, проявить здесь и те­перь, выяснить его оттенки. Во-вторых, необходимо установить, каким образом это чувство или состояние выражено телесно. В-тре­тьих, следует установить связь между некоторой конкретной си­туацией и возникновением симптома.

3. Создание образа. Теперь субъекту предлагается представить данное чувство (симптом) в форме некоторого образа, находяще­гося перед ним на стуле или просто в пространстве. Как правило,


используется зрительный образ, но можно подключать и слухо­вой, и кинестетический каналы.

4. Исследование образа. Образ изучается с точки зрения его чув­ственных характеристик (размер, форма, цвет и т.д.), с точки зрения функций (что он делает для субъекта) и с точки зрения отношения (субъекта к образу и наоборот).

5. Проверка на фиксацию. Под фиксацией мы подразумеваем наличие эмоционально-энергетической связи между образом и состоянием субъекта. Если такая связь действительно существует, то какие-либо намеренные изменения образа должны привести к изменениям состояния субъекта, например, увеличение размера образа может привести к усилению негативного состояния и на­оборот.

6. Трансформация. Здесь может быть применена одна из десяти базовых стратегий трансформации образа, наиболее часто при­менимые — мысленное действие с образом, передача чувства и взаимодействие с парным образом. К этому моменту у вас долж­на сложиться достаточно ясная гипотеза о механизмах возник­новения психологической проблемы у индивида, и вы должны предложить ему те или иные методы трансформации на основе этого понимания. Однако можно довериться и интуиции вашего клиента или провести предварительные пробы с разными мето­дами.

7. Интегрирование образа с личностью. Если достигнуто желае­мое состояние субъекта, то необходимо, чтобы последний теле­сно принял полученный позитивный образ или иным способом интегрировался с ним как с частью своей личности, или устано­вил с ним другого рода позитивные отношения.

8. Ситуационная проверка. Если субъект представит себе ту ситу­ацию, которая обычно вызывала данное негативное состояние, и при этом состояние не возникнет снова, то это может служить критерием успешности трансформации.

9. Экологическая проверка. Следует выяснить, не возникло ли у субъекта побочных нежелательных симптомов. Если нет, можно закрепить результат.

10. Закрепление. Субъекту предлагается поставить внутренний
«якорь», т.е. мысленно договориться с достигнутым состоянием,
чтобы оно сохранилось на необходимый срок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: