От издательства

Адмирал Степан Осипович Макаров является наиболее талантливым и всесторонне образованным представителем русского флота последней четверти XIX и начала XX века.

Его фигура как опытного моряка может быть охарактеризована данной им же формулировкой: «В море — значит дома», а его образ как боевого флотоводца характеризует выдвинутый им же девиз: «Помни войну».

Многочисленные высказывания и мысли С. О. Макарова, изложенные им в разное время в разных статьях, докладных записках, докладах и книге Рассуждения по вопросам морской тактики, не утратили своей ценности и по настоящее время. Имеют они также большое историческое значение, показывая, что ряд вопросов, ставших в настоящее время достоянием всех флотов мира, впервые ставился и разрабатывался в России С. О. Макаровым и его последователями.

Но С. О. Макаров прорабатывал не только вопросы тактики, — большое количество времени он уделял и техническим вопросам: кораблестроению и теории корабля, механизмам и трубопроводам, артиллерии и минно-торпедному делу, развитию радиотелеграфной связи и т. п. Им впервые в истории кораблестроения были выдвинуты в жизнь и частично проработаны вопросы живучести и непотопляемости кораблей, кстати и сами термины «живучесть» и «непотопляемость» им же и были приложены. Эти науки, как известно, наибольшего расцвета как в теоретическом отношении, так, пожалуй, и в практическом осуществлении достигли у нас — в Союзе ССР.

Свои технические предложения он проверял опытами над моделями, причем часто самыми примитивными приемами достигал существенных результатов. Нужно заметить, что в это время в кораблестроении область {3} экспериментирования была в полном загоне и, кроме испытания моделей для установления потребной мощности механизмов, каких-либо иных экспериментов не производилось.

С. О. Макарову принадлежит, честь изобретения наконечника к снаряду, увеличивающего пронизывающую способность последнего. Дальнейшее развитие этого привело к появлению современного бронебойного снаряда.

С. О. Макаров иногда впадал в ошибки. Так, он относился весьма скептически к применению брони на корабль и выдвигал идею строительства безбронных судов. Не все его предложения были жизненны. Иногда в своих экспериментах (например, модели с боковыми килями) он приходил к неверным выводам. Но все это было каплей в море но сравнению со всем тем, что было им выдвинуто и сохранило свое значение по настоящее время.

Его детище Ермак, не оцененное в старое время, является «дедушкой отечественных ледоколов» и с честью служит Советскому Союзу и в настоящее время.

С. О. Макаров горячо любил военно-морское дело, всецело отдаваясь флоту, нахождение в котором для него было целью жизни. Он сам был отважным моряком, в совершенстве знавшим все стороны военно-морской службы. С особой любовью заботился он о личном составе. Эта забота от офицера до рядового матроса заключалась прежде всего в суровом, но справедливом требовании службы, в стремлении воспитать в личном составе спайку, глубокое знание выполняемых каждым своих обязанностей. И за эту справедливость и другие черты, присущие С. О. Макарову, в него верили, его любили служившие с ним офицеры и матросы и готовы были итти за ним на любое боевое предприятие.

С. О. Макаров поощрял инициативу, всегда отмечал и продвигал мужественных людей, уважал тех, кто занимался самообразованием и совершенствованием военно-морского дела. Будучи постоянно «беспокойным» рационализатором, он поощрял и в других это качество. Он твердо и настойчиво отстаивал и проводил в жизнь свои идеи, за что и получил прозвание «беспокойного» адмирала.

Все идеи «беспокойного» адмирала были направлены к одной цели — иметь всегда боеспособный флот, построенный на современном техническом уровне.

Характерной чертой С. О. Макарова являлось то, что {4} он не удовлетворялся достигнутым; он даже недооценивал своих знаний вообще и в частности в отношении боевой военно-морской выучки, всегда совершенствовался лично и требовал этого от своих подчиненных.

Все передовые люди русского флота, да, пожалуй, не только русского, подражали С. О. Макарову в были горячими сторонниками тех или иных его идей, направленных к совершенствованию боевой мощи флота.

Только условия, в которых жил и работал С. О. Макаров, не дали ему возможности развернуться в величайшего флотоводца мира, но и то, что он сделал как моряк, не говоря уже как флотоводец, создало ему мировое имя.

Безусловно многое из того, что писал и делал С. О. Макаров, сохранило свою ценность и жизненность и в настоящее время и достойно подражания. Поэтому не случайно, что начсостав и в особенности командиры кораблей в наше время с любовью читают его работы. Об этом также говорят и многочисленные запросы Военмориздату об издании его трудов.

Идя навстречу этим желаниям, Военмориздат выпускает настоящий труд под общим заглавием Рассуждения по вопросам морской тактики, включив в него, помимо основной работы, имя которой присвоено всему труду, также работы: Разбор элементов, составляющих боевую силу судов, Броненосцы или безбронные суда.

  {5}  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: