Боевая сила судна

I. Морские качества: а) ход, б) проходимое со своим запасом топлива расстояние, в) поворотливость, г) остойчивость, д) способность сохранять ход на большом волнении, е) способность иметь малую качку. II. Наступательные средства: а) сила артиллерии, б) сила мин, в) сила тарана. III. Оборонительные средства: а) неуязвимость, б) непотопляемость, в) живучесть.
  {13}  

Нет надобности доказывать, что наступательные средства судов нуждаются в подробном изучении, но относительно необходимости изучать оборонительные средства приходится дать объяснения.

3. Причины, по которым оборонительные средства судов заслуживают теперь1 особого внимания. Первые морские сражения производились на судах, приспособленных для абордажа, и корабли служили лишь средством для перевоза войска. Появление артиллерии почти не изменило дела, и первые орудия на судах служили только для ослабления неприятельского корабля и взятия его абордажем, которым решалось дело. Стрельба производилась так медленно и наносила такой небольшой вред, что только абордажем можно было достигнуть окончательного успеха.

С улучшением артиллерии абордаж отходит на второй план; бой делается исключительно артиллерийским. Форма линейного корабля, служащего для артиллерийского боя, оставалась долгое время без перемен, потому что линейный корабль действительно представлял хороший тип судна для тогдашних орудий войны. При равной силе поле битвы оставалось за тем, у кого больше уменья и настойчивости. Случайности боя и в то время могли иметь влияние на его исход, но все-таки значение их было более ограниченно, чем теперь, когда многое зависит исключительно от случайностей, и один удачный удар может вывести огромный корабль из строя.

Введение парового двигателя повело к созданию типа больших фрегатов с более острыми линиями, чем корабли. Большие фрегаты, введенные американцами, представляли видоизменение корабля, дававшее возможность иметь линейное боевое судно с хорошим ходом. При создании этого типа осталась та же идея, что нет надобности защищать орудия от неприятельских ядер, а рассчитывать на то, что, если произойдет повреждение одного орудия, останется несколько десятков других.

Недоверие к прежним типам началось только с введением разрывных снарядов. Если ядро, попавшее в парусный корабль, могло подбить орудие и убить несколько человек, то бомба, попадая в паровой корабль, могла не только произвести большие потери в экипаже и поломки в артиллерии, {14} но и могла совершенно вывести корабль из строя, лишив его двигателя.

Как естественная мера против разрывных снарядов явилась броня. Для пробивания брони стали увеличивать калибр орудий и прибегли к нарезной артиллерии. Введение железа в кораблестроение позволило утолщать броню. Введение стали для литья орудий, в свою очередь, дало средства увеличивать их силу. В короткий промежуток времени броня возросла от 4 до 24 дюймов, в то время как размер пушек дошел до 100 т, и заводы не отказывались делать их в 200 т. В короткий промежуток времени тип судов, с которыми связаны блестящие морские сражения, сошел со сцены, а последние его остатки доживают свой век в виде блокшивов на различных рейдах. Явились новые орудия войны — таран и мина, производящие громадную пробоину и имеющие силу потопить судно с одного удара. Вследствие этого является необходимость обдумывать также оборонительные средства судов.

4. Назначение оборонительных средств заключается, как сказано выше, в том, чтобы дать судну возможность переносить удары, получаемые от неприятеля, с наименьшим вредом для боевых качеств судна.

Самое радикальное средство для уменьшения вреда, который может быть нанесен неприятельскими ударами боевым частям судна, заключается в устройстве бортов судна непробиваемыми.

Способность судна оставаться невредимым от действия неприятельских ударов — будет ли то достигнуто броней или другим способом — есть один из элементов оборонительной силы судов, называемый неуязвимостью. Если бы возможно было на каком-нибудь судне достигнуть качества полной неуязвимости в такой степени, чтобы никакие из неприятельских наступательных средств не могли повредить его борт, то такое судно было бы совершенно обеспечено от потопления, вследствие той простой причины, что в нем при соблюдении вышеприведенного условия нельзя сделать пробоины, которая повела бы к наполнению корабля водой. Такое судно было бы самым непоборимым судном и могло бы наносить удары неприятелю с полной уверенностью, что поле битвы всегда останется за ним. Поэтому неуязвимость есть главный элемент оборонительной силы судов. {15}

5. Так как невозможно выстроить судно, у которого борта, дно и палуба были бы вполне неуязвимы никакими наступательными средствами, то, следовательно, надо предположить, что во время боя каждое судно будет получать большее или меньшее число пробоин от неприятельских ударов. Следствием этого будут:

а) большие или меньшие повреждения в жизненных частях судна;

б) большие или меньшие подводные пробоины. Соответственно этим двум делениям распределяются и два остальные элемента оборонительной силы судов, а именно:

6. Способность судна продолжать бой, имея повреждения в различных боевых частях, — есть второй очень важный элемент оборонительной силы судов, который не имеет еще своего названия, но который иногда называют живучестью. Название это очень меткое, и я его охотно принимаю для обозначения весьма драгоценного боевого качества судов.

Способность судна оставаться плавать на воде и не терять своих боевых качеств от подводных пробоин — есть третий, не менее важный элемент оборонительной силы судов, названный мною в 1875 г. непотопляемостью («Морской Сборник», 1875 г., № 61).

7. Таким образом мы видим, что оборонительные средства судов обусловливаются сочетанием в них трех элементов: неуязвимости, живучести и непотопляемости. Никакое судно не может быть ни вполне неуязвимым, ни вполне непотопляемым, а тем более, говоря вообще, судно не может быть идеально живучим, но во всяком судне должны сочетаться эти три качества для того, чтобы недостаток в одном из них мог восполниться другим. Чтобы яснее представить эти оборонительные качества судов, я приведу несколько примеров.

Прежние деревянные парусные корабли и фрегаты по тогдашним наступательным средствам обладали в высокой степени качеством живучести. Они не были неуязвимы, большая часть ядер пронизывала их борта, тем не менее недостаток неуязвимости, пополнялся у них живучестью. «Повреждение двух-трех рей и парусов не лишало корабль {16} способности управляться; повреждение двух-трех десятков орудий не мешало остальным продолжать артиллерийский огонь. Наконец, управление всем судном производилось людьми без посредства паровых машин, и не было таких приборов, подбитие или повреждение которых делает корабль негодным для боя.

Когда явилось новое наступательное «орудие; — таран, тогда оказалось, что средства, которыми обладали прежние корабли против потопления, те пробки, которыми они забивали свои маленькие пробоины от ядер, были недостаточны,

Рис. 1. Защита броневым свесом от тарана.

что ясно сказалось при первом же случае, когда Merrimac потопил два фрегата — Cumberland и Congress при первом дебюте. Monitor, вышедший на бой с Merrimac, остался победителем потому, что он обладал в достаточной степени неуязвимостью против наступательных сил Merrimac. Броня защищала его от артиллерии, а броневые свесы от тарана (рис. 1). Во время дальнейших сражений, в которых принимали участие суда мониторского типа, оказалось, что они могут хорошо драться только до первого удачного удара, который заставляет их выйти из боя, и это ясно показывает, что Monitor не обладает в должной степени качеством живучести. Один {17} из американских мониторов утонул оттого, что получил одну подводную пробоину, другой утонул в море в свежий ветер, третий утонул в штиль, стоя на якоре. Все это доказывает, что мониторы далеко не обладают в должной степени и качеством непотопляемости.

Тем не менее мониторы, не будучи ни живучими, ни непотопляемыми судами, благодаря одной своей неуязвимости по отношению к прежним орудиям, были во многих случаях очень полезны во время войны, и теперь еще песня их не спета. Суда эти созданы войной, и они боевые суда.

Из всего вышесказанного вытекает заключение, что в различных условиях боя три оборонительные качества судов: неуязвимость, живучесть и непотопляемость, имеют различную относительную цену. Ни одно наступательное или оборонительное средство судна не может быть усилено иначе, как за счет другого, и то, что выгодно для неуязвимости — толщина брони — невыгодно для скорости хода; то, что выгодно для хода, невыгодно для поворотливости. Судно не может поднять больше тяжести, чем его водоизмещение позволяет, и какая бы комбинация принята ни была, сколько бы ни уделяли на артиллерию, броню, уголь и машину, все-таки сумма всех этих грузов вместе с весом корпуса должна равняться водоизмещению судна. Однако же все наступательные и оборонительные средства могут складываться в более или менее выгодные комбинации, и, чтобы правильнее глядеть на этот вопрос, необходимо разобрать относительную цену каждого из элементов и показать, в каких условиях он может проявиться в наилучшей форме.

Попробуем это сделать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: