144. На этом я заканчиваю разбор элементов, составляющих боевую силу судов, и те выводы, к которым этот разбор меня приводит. Не боюсь откровенно выступать.
{111} |
Водоиз- мещение, т | Наибольший ход, узлы | Простран- ство, прохо- димое при 6-узловом ходе, т | Вес артил- лерии, т | Число и калибр орудий | ||||
1 000 | 0,4 | 1 — 37- мм | ||||||
2 000 | 1 — 47 | - мм | 1 — 37 | - мм | ||||
3 000 | 1 — 75 | „ | 3 — 47 | „ | ||||
4 000 | 1 — 6" | 4 — 47 | „ | |||||
7 000 | 2 — 6" | 8 — 47 | „ | |||||
10 000 | 1 — 10" 3 — 6" и | 8 — 47 | - мм | |||||
15 000 | 1 — 2" 5 — 6" и | 10 — 47 | „ |
против господствующего во всех флотах мнения о необходимости броненосцев. В нынешнее переходное время мнения двух одинаково сведущих лиц могут быть диаметрально противоположны, и я не стану говорить, что мои оппоненты не правы, — может быть я не прав, надо взвесить доводы и те и другие и поискать среднее решение. Очевидно, что у кораблей есть недостатки, и следует подумать об их устранении, но если моряки будут зажмуриваться и стараться совсем не видеть недостатков существующих судов, то тогда они должны мириться с тем, что корабли, которые предназначаются выдерживать сотни сильных ударов, будут тонуть от слабого, ничтожного укола, и внутренние достоинства их не будут соответствовать тому престижу, который они имеют по наружному виду до вступления в бой.
Гибель броненосца Victoria породила в кругу моряков сомнение в том, что современные корабли приспособлены должным образом для тех случайностей, которые будут в бою. Но не следует терять надежду на улучшения, так как существует полная возможность усовершенствовать боевые элементы всех современных кораблей — и больших и малых, и старых и новых, будут ли строить тяжелые броненосные суда в 15 000 т или легкие в 3 000 т — во всяком случае морякам предстоит большая работа сделать их действительно годными для боя.
1894 г.
{112} |
РАССУЖДЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ МОРСКОЙ ТАКТИКИ