Анализ затрат на рубль товарной продукции

Важнейшими обобщающими показателями, характеризующими эффективность производственной деятельности, являются показатели затрат на 1 рубль выпущенной продукции и рентабельности продукции. Первый из названных показателей широко используется при проведении экономического анализа с целью определения влияния основных факторов на изменение затрат на 1 рубль выпущенной продукции фактически в сравнении с предыдущим годом.

Следует отметить, снижение величины затрат в расчёте на 1 рубль продукции можно достигнуть как за счёт сокращения себестоимости, так и повышения выпуска продукции в денежном выражении. Использование первого способа предпочтительнее, если имеются резервы снижения себестоимости. Реализация второго способа во многих случаях предполагает расширение рынков сбыта, увеличение производственных мощностей и как следствие – наличие дополнительных источников финансирования или устойчивого финансового положения для получения кредитов в банке. Необходимо учитывать и тот факт, что реализация дополнительного количества произведённой продукции не всегда достижима в силу ограниченности спроса и потребления. Снижение себестоимости продукции в большинстве случаев предпочтительнее, поскольку оно позволяет достичь важного преимущества – возможности применения более низких или более гибких цен в сравнении с конкурентами. Наряду с этим благодаря снижению себестоимости, повышается рентабельность продукции и обеспечивается более высокая конкурентоспособность в сравнении с другими предприятиями.

На основании имеющейся группировки затрат по экономическим элементам, а также сведений об объёмах выпуска продукции в денежном выражении, целесообразно определить затраты на 1 рубль продукции в целом по предприятию, а также проанализировать влияние на этот показатель отдельных составляющих: материалоёмкости, зарплатоёмкости, амортизационной ёмкости. Расчёт показателя затрат на 1 рубль продукции, а также частных показателей его составляющих выполнен в табл. 2.3.

По содержанию табл. 2.3 необходимо сделать следующие пояснения. Данные, приведённые в столбце 5, необходимы для определения относительного изменения затрат в расчёте на рубль продукции, в том числе за счёт отдельных факторов. Например, прирост затрат на рубль продукции вследствие изменения материалоёмкости рассчитывается следующим образом:

М, %= (((93,4+7,2)/93,4)-1)*100=7,70%

Аналогичным образом, учитывая абсолютное изменение в 2007году по сравнению с 2006 годом зарплатоёмкости, амортизационной ёмкости и ёмкости прочих затрат, можно выявить процентное изменение общей суммы затрат, приходящихся на рубль продукции, под воздействием данных факторов.

Таблица 2.3. затраты на рубль выпущенной продукции в целом по предприятию

Показатели год год Изменение Темп роста, % Процент прироста затрат на руб. продукции
А          
Выручка от продажи продукции, тыс. р.       119,8 --
Затраты на производство и реа­лизацию продукции, тыс. р.       129,4 --
в том числе:       141,15  
материальные затраты         --
затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды       126,6 --
Амортизация     -432 82,8 --
прочие затраты     -3987 62,67 --
Затраты на рубль продукции, коп./руб. 86,5 93,4 6,9 107,9 7,97
в том числе: 39,8   7,2    
материалоёмкость продукции         7,70
зарплатоёмкость продукции 37,2 39,3 2,1 105,6 2,24
амортизационная ёмкость продукции   0,72 -0,28   -0,3
прочие удельные расходы 4,44 2,32 -2,12 52,2 -2,26

Как видно из табл. 2.3, значение показателя «затраты на рубль произведённой продукции» для предприятия меньше 100 как в 2007 году так и в 2006г. Это говорит о том, что производство продукции, выпускаемой ОАО «ПЭМЗ», в целом является рентабельным, поскольку имеет место превышение доходов по обычным видам деятельности над соответствующими расходами. Это делает возможным получение предприятием прибыли от продаж. В 2007 году рассматриваемый показатель вырос на 6,9 коп. и составил 93,4 коп., то есть на 1 рубль стоимости произведённой продукции приходится 93,4 коп. затрат.

Вместе с этим разница между стоимостью и себестоимостью выпущенной продукции в расчёте на 1 рубль продукции отражает величину прибыли от продаж на 1 рубль выпущенной продукции (рентабельность продаж). В нашем случае в 2007г. в каждом рубле выпущенной продукции содержится 93,4 коп. затрат и 6,6 коп. прибыли от продаж. Рост исследуемого показателя вызван тем, что в 2007 году затраты на производство и реализацию продукции увеличивались более высокими темпами по сравнению с выручкой. Так, если по итогам 2007 года выручка приросла на 19,8 %, то величина затрат на производство и реализацию продукции увеличилась на 29,4 %, что на 9,6 % больше темпа прироста выручки. В общем случае тенденцию роста показателя затрат на рубль продукции следует считать негативной. В 2007 году продукция предприятия стала более материалоёмкой, поскольку в 2007г. на 1 рубль выпускаемой продукции приходилось 47 коп. материальных затрат, что на 7,2 коп. больше по сравнению с предшествующим годом.Зарплатоемкость также выросла на 2,1 коп. Прочие затраты, приходящиеся на 1 рубль выпущенной продукции снизились незначительно на 2,12 коп., которые оказали наименьшее влияние на формирование показателя затрат на рубль произведённой продукции. Амортизационная ёмкость продукции в 2007г.снизилась на 0,28 коп. Таким образом, рост показателя затрат на руб. выпущенной продукци целиком и полностью объясняется повышением материалоёмкости, вследствие чего изучаемый показатель вырос на 7,70 %. В то же время снижение амортизационной емкости, ёмкости прочих затрат в сумме своей привело к снижению затрат на рубль продукции на 2,56 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: