Заключение. Целостность души (психики) и тема (сома) – главная сущностная черта человека

Целостность души (психики) и тема (сома) – главная сущностная черта человека. Функционирование тела, мозга является основой для функционирования психики, с другой стороны, от деятельности и состояния психики зависит телесное здоровье и самочувствие человека. Сознание – особый уровень, форма, способ функционирования (состояния) человека, его психики. Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния.

От уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

В процессе исследования вопроса мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, мы выяснили, что сознание неразрывно связано с деятельностью головного мозга человека. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Сознание – это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Во-вторых, волевым усилием человек воле может формировать цепь кодовых преобразований в своем головном мозгу, которые захватывают вегетативный и другие ниже лежащие уровни регуляции, обычно закрытые для производства сознательного управления.

В-третьих, мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Поэтому смерть мозга ведет за собой и прекращение сознания.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена: действительно, сознание неразрывно связано с функционированием головного мозга. Со смертью мозга сознание исчезает. Наука вынуждена подчиниться этому факту. Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.


Список литературы

1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. – Ростов н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2002.

2. Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. – Л.: Наука, 1981.

3. Бахур В.Т. Я и не-Я. // Химия и Жизнь. – 1983. – №6. – С. 68-72.

4. Бехтерева Н. Магия мозга и лабиринты жизни. – СПб.: Нотабене, 1999.

5. Боголепов Н.К. Коматозные состояния. – М.: Медицина, 1962.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.

7. Вулдридж Д. Механизмы мозга. – М.: Мир, 1965.

8. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. / Пер. с англ. А. Неклесс. – М.: Издательство Трансперсонального Института, 1996.

9. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997.

10. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. – М.: Высшая школа, 1980.

11. Зильбер А. П. Этика и закон в медицине критических состояний. – Петрозаводск: Издательство Петрозаводского Университета, 1998.

12. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. – М.: Наука, 1984.

13. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2004.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.

16. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. – М.: Школа языка русской культуры, 1997.

17. Марютина Т.М. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии. // Вопросы психологии. – 1999. – № 3. – С. 75-76.

18. Михеев А.В. Необходим ли мозг для сознания и мышления? // Сознание и физическая реальность. – 2006. – №2.

19. Неговский В.А. Постреанимационная болезнь. – М.: Медицина, 1979.

20. Прист С. Теории сознания. — М.: ДИК, Идея-Пресс, 2000.

21. Гуревич П.С. Жизнь после смерти. – М.: Советский писатель, 1990.

22. Самыгин С.И., Голубинцев В.О. Концепция современного естествознания: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М.: Наука, 1981.

24. Справочник по анестезиологии и реаниматологии. / Под ред. А.А. Бутаняна. – М.: Медицина, 1982.

25. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

26. Хайтун С.Д. Феномен «избыточности» мозга, генома и других развитых органических и социальных структур. // Вопросы философии. – 2003. – №3. – С. 85-96.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: