Соматическими процессами

До середины XIX столетия головной мозг в качестве субстрата психики противопоставлялся всем остальным аппаратам нервной системы, в частности, спинному мозгу как центральному органу соматических, телесных функций организма. Постепенно, однако, накапливались факты, которые все в большей мере лишали эмпирической почвы это выросшее из дуалистической концептуальной схемы противопоставление. Такие факты, полученные исследователями функций спинного и головного мозга, дополняли друг друга.

С одной стороны, при исследованиях реакций, управляемых лишь спинным мозгом (эксперименты Э. Пфлюгера), были обнаружены признаки актов психически регулируемого поведения. Эта связь психики со спинным мозгом получила прямое выражение даже в самом названии работы Э. Пфлюгера «Сенсорные функции спинного мозга позвоночных».

С другой стороны, факты гомеостатических регуляций в исследованиях К. Бернара, И.М. Сеченова (посвященных анализу газов крови) и открытие центрального торможения в работах Э. Вебера и И.М. Сеченова показали, что головной мозг принимает участие в управлении собственно соматическими, «чисто» телесными реакциями. Из обоих рядов фактов следуют два вывода, чрезвычайно существенных с точки зрения поиска общих законов работы нервной системы:

1. Спинной мозг является органом не только соматических, но и психических функций.

2. Головной мозг является субстратом не только психических, но и соматических актов [6].

Произвольное, направленное психическое воздействие на тело – есть форма мобилизации внутренних сил личности и может быть охарактеризовано как психическое управление соматическими процессами [22, С. 250]. Непроизвольное влияние психики на телесные функции, например, при стрессах, не относится к собственно психическому управлению.

Известно влияние на состояние организма таких явлений и состояний личности, которые отражаются в понятиях «вера», «надежда», «воля», «убежденность». Особенно сильно действует так называемая «исцеляющая вера» – веровательная установка, оказывающая управляющее действие на физиологические процессы, включая биохимический уровень. Она интегрирует все другие психические процессы (волю, эмоции, знания, убеждения, мотивы).

Установка на здоровье и вера в выздоровление могут быть частично неосознаваемыми и создаваться не только прямым внушением, но и косвенно, например, демонстрацией выздоровевших людей.

Наряду с общим имеется и локальное психическое управление соматическими процессами. Такая саморегуляция используется в системах йоги и дзен-буддизма. Основоположником современных методов психофизической саморегуляции является немецкий врач И. Шульц, предложивший в 1932 г. методику аутогенной (самопорождающей) тренировки (AT). Ее источники: европейская система самовнушения, система йоги, учение о гипнозе, метод мышечной релаксации (расслабления), рациональная психотерапия.

Базисным элементом AT служит особое состояние (аутогенное состояние) и наученная мышечная релаксация. Для достижения AT используются либо специальные упражнения-установки (тяжело, тепло и др.) либо медитация – длительная концентрация внимания на каком-либо объекте (ритмично повторяемом слове, движении, внешнем предмете и др.) [22].

Медитация – особое состояние сознания, измененное по желанию человека. Все виды медитации преследуют одну цель – сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле своего сознания настолько, что мозг будет ритмично реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этой цели: можно сконцентрировать внимание на мыслях или физических ощущениях, как это делают последователи «зазе-ны», или же практиковать йогу, которая делает акцент на владение телесными позами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность – чаще всего типа альфа-волн, а иногда тета-волн. Трансцендентальная медитация основана на использовании особого слова – мантры.

Взаимопереходы из одного состояния сознания в другое можно представить в виде «карты внутреннего мира», которую в 1977 г. разработал американский профессор экспериментальной психиатрии Фишер. По его мнению, погружение в глубины психики, в глубинное «свое», может осуществляться по двум «склонам» сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, находящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный на расслабление, в континууме «расслабление – медитация», а с другой стороны – склон, контролируемый симпатической нервной системой и направленный к активации нервной системы, в континууме, «восприятие – галлюцинация», включающем ряд состояний от творческого вдохновения до мистического экстаза. Активное состояние сознания включает в себя секторы от «плавающего сознания до бодрствующего – в традиционной психологии это мир «Я». Континуум «восприятие – медитация» приводит к состоянию сознания, совершенно оторванного от всякой связи с реальностью, – к йоге самадхи (переход от бета-волн (13–26 Гц) к дельта-волнам (меньше 4 Гц)) [25, С. 143].

Таким образом, при медитации деятельность мозга детерминирована воздействиям на человека извне, «строится» на этих воздействиях, перерабатывает их, создавая дальнейшую программу действий.

Вопрос о возможных количественных границах психического управления соматическими процессами изучен крайне слабо. Успехи оздоровления организма во многом будут зависеть от нашего умения управлять внутренними регуляторными и защитными процессами.

Необходимо отметить, что помимо саногенного имеет место и произвольное патогенное влияние психики на соматические процессы. Яркое образное представление спазма сердечных сосудов человеком, овладевшим техникой AT, на фоне полного здоровья вызывало приступ стенокардии, который достигался представлением тепла в области сердца.

Наблюдается не только локальное, но и общее произвольное патогенное влияние психики на телесные процессы. Описан случай, когда пожилая слепая женщина поступила в больницу с удовлетворительным соматическим состоянием и без психопатологии. Она спокойно и обстоятельно объяснила врачам, что хочет умереть, чтобы не быть в тягость детям и внукам. Через 20 суток она скончалась от сердечно­сосудистой недостаточности. Внутренне решение умереть приводит как бы к торможению и выключению жизненно важных телесных процессов.

Соматические эффекты внушения возрастают в случае переживания человеком сильной эмоции. Показателен случай так называемой стигмации – образования болезненно кровоточащих ран. Стигмы могут возникать не только на религиозной основе. У М. Горького, например, возникла стигма в области правого подреберья при написании им сцены убийства жены мужем в область печени. У Флобера возник синдром интоксикации при описании сцены отравления Эммы Бовари. Самовнушение может приводить и к другим патологическим соматическим эффектам.

Психогенные соматические изменения могут быть вызваны и другим лицом. К такому типу относятся все виды психотерапии и все виды психотравмирования в общении, которые имеют выход в соматическую сферу.

Наибольшей силой гетеропсихического воздействия обладает внушение при гипнозе – особом психофизиологическом состоянии, которому свойственна строгая, не присущая ни сну, ни бодрствованию, избирательность в усвоении и переработке информации. Человек в гипнотическом состоянии пассивен и не контролирует ситуацию. Эффект при гипнозе даже усиливается.

Экстрасенсы, точнее, биофизиотерапевты, умеют психическим усилием изменять свои соматические процессы и этим оказывать влияние на соматические процессы пациента. Достоверно, что биологические ткани могут испускать электрически заряженные частицы, инфракрасные и другие электромагнитные волны, У экстрасенсов эти виды излучения более интенсивны. За счет этого они могут на несколько градусов повышать температуру кожи пациента на локальных участках. Последнее может приводить к возбуждению определенных нервных окончаний, что влечет за собой изменение деятельности связанных с ними внутренних органов и в целом к реакциям, аналогичным тем, которые возникают при иглотерапии [22].

Вопрос, каким образом психическое, идеальное действует на физиологическое, материальное достаточно сложен. Один из подходов: психическое, являясь информационным содержанием мозговых нейродинамических кодов, управляет в том же смысле, в каком управляет информация как таковая.

Информационный класс воздействий качественно отличается от физико-химических, вещественных воздействий. Вызываемый информацией эффект зависит прежде всего от самого ее содержания и от того, насколько человек ее «усваивает» и подчиняется ей. Материальная же форма сигнала не играет роли.

Самая важная, значимая информация, воспринятая, но не «усвоенная» личностью, не признанная ею правильной, встреченная с сомнением, с недоверием, не оказывает заметного влияния на поведение и соматическую сферу. А вот гораздо менее значимая информация, но сразу «усвоенная» личностью, вызывает крупные сдвиги в области сердечно­сосудистой системы, нейро-эндокринных процессов и т.д.

Таким образом, человек по своей воле может формировать цепь кодовых преобразований в своем головном мозгу, которые захватывают вегетативный и другие ниже лежащие уровни регуляции, обычно закрытые для производства сознательного управления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: