double arrow

Нозология аутистических расстройств

На протяжении десятилетий вопрос о нозологической принадлежности аутистических расстройств был предметом острых дискуссий для специалистов и беспокойства, тревоги для родителей. Это связано с многообразием форм аутизма в детстве, и ученые, впервые их описавшие, относили их к самым разным нозологическим группам: шизофрении, психопатии, умственной отсталости, самостоятельной форме нарушения психического развития.

Детский аутизм по ведущим диагностическим и классификационным системам (в том числе, по принятой у нас официально МКБ-10) определяется на основе поведенческих признаков. Моменты этиологии, патогенеза, динамики учитываются в самой малой степени, что привело к недостаточно четкой клинической очерченности детского аутизма, к выраженному общему клиническому полиморфизму. В частности,

· уровень интеллектуального развития колеблется от глубокой умственной отсталости до формально высокой нормы,

· эмоциональная сфера – от полевого поведения до сверхчувствительности к мнению другого человека,

· речевое развитие – от мутизма и непонимания обращенной речи до сложной, грамматически правильной фразы,

· восприятие – от выраженной гиперсензитивности до отсутствия реакции на внешние раздражители,

· внимание – от невозможности на чем-либо сосредоточиться до жесткой фиксации на объекте сверхценного интереса или сверхпристрастия – и т.д., список можно продолжать долго.

Даже если учесть приводимую в МКБ-10 (или в DSM-IV) конкретизацию симптоматики, возможность неоднозначной трактовки любого из симптомов сохраняется. Например, мы можем встретить тяжелые нарушения коммуникации при сочетании аутизма и глубокой умственной отсталости или алалии с аутизмом. Это будет резко отличаться коммуникативных нарушений у ребенка с синдромом Аспергера, который говорит много и грамматически правильно, но для которого «партнер» - в лучшем случае объект, но никак не собеседник.

Другой пример. Разные авторы к стереотипиям относят: некоторые варианты недоразвития ряда подкорковых и верхнестволовых нервных центров, неврозоподобные навязчивости органического происхождения, стереотипии аутостимуляторного характера и, наконец, невротические навязчивости.

Совершенно очевидно, что это не только разные по происхождению, но в какой-то мере сходные по проявлениям симптомы, которые требуют различного по своему характеру вмешательства – медикаментозного, психолого-педагогического, но какие это будут лекарства, какие психотерапевтические и педагогические приемы, в каком соотношении, в какой последовательности? Можно ли выявить здесь какие-то общие закономерности? В самом деле, разграничение синдрома Каннера, аутистической психопатии Аспергера, атипичного аутизма и т.д. во многих случаях оказывается очень непростой задачей, однако выделение аутистических расстройств в самостоятельную нозологическую форму представляется оправданным, потому что синдром детского аутизма – негативный дизонтогенетический синдром, отличающийся стойкостью, не поддающийся медицинской коррекции и приводящий к тяжелым нарушениям социальной адаптации, удовлетворяющий всем требованиям аномалии развития не только в медицинском плане, но и с позиций коррекционной педагогики и специальной психологии. Косвенно, уже с сугубо прагматической точки зрения, выделение аутистических расстройств в особый вид нарушения психического развития оправдано и тем, что практическое решение проблем детей с различными вариантами РАС замыкается на относительно небольшом круге методических подходов.

Подавляющее большинство зарубежных и многие отечественные специалисты считают, что, несмотря на некоторую теоретическую нечеткость, выделять аутизм как самостоятельный вид нарушений развития необходимо. С позиций помощи «здесь и сейчас», с позиций сугубо прагматических такое выделение оправдано уже потому, что без использования определенного спектра психолого-педагогических методов прогресс в развитии таких детей оказывается ограниченным, а во многих случаях минимальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: