Чего хотят нынешние казаки

Образовавшийся Союз казаков способствовал организационному становлению казачьего движения по всей стране. Постепенно формулируются основная идея и цель движения. Они были выражены в «Декларации казачества России», принятой советом атаманов Союза казаков 30 ноября 1990 г.. В ней отмечалось, что для принятия государственных мер, направленных на возрождение казачества, необходимо внесение казачества в список реабилитируемых незаконно репрессированных народов, создание казачьих представительств в высших органах власти, разработка целевой государственной программы возрождения, восстановление казачьего самоуправления, восстановление казачьих военных формирований в вооруженных силах и в пограничных войсках, создание благоприятных условий для возвращения на историческую родину казаков, рассеянных по нашей стране и всему миру и пр.

В настоящее время уже получили определенное завершение формы организации казачьего движения. В основу положена военно-административная модель управления, имевшая место в XIX в. Казачье движение вступило в новый этап своего развития, оно перестало быть только культурно-историческим и общественно-патриотическим. Процесс нарастания его политизации развивался без заметного непосредственного влияния политических партий, строился на исторически традиционных для казаков принципах круговой демократии, православия, веротерпимости, свободного хозяйственного развития.

О казачестве сегодня говорят и пишут много, причем оценки самые противоречивые. Одни видят в казачьем движении «театрализованное шоу с лампасами», пишут о «ряженых горлопанах», стремящихся решать дела одним подкручиванием усов, толкуют об обреченности возрождающегося казачества. Другие оценки строятся на том, что казачество – «великая, еще не востребованная сила», «традиции казачьего народовластия – это живой ресурс российской демократии», «интересы казачества состоят в скорейшем проведении российской программы реформ». Судьба казачества – это большой государственный вопрос, медлить с решением которого все опаснее.

Вопрос о возрождении казачества – это огромная геополитическая проблема сохранения за Россией важных стратегических позиций. Русское население Юга России, особенно на Тереке и Кубани, да и отчасти на Дону, постоянно убывает или просто утрачивает свои позиции. Эта тенденция ведет к этническому перекосу, неизбежным порождением которого становится рост межнациональной розни.

В определении перспектив самого казачьего движения существует три варианта:

1) историко-культурная, этническая революция;

2) образование политической партии, дальнейшая политизация идеи возрождения;

3) усиление военно-корпоративной организации, ее существование как неформальной вооруженной силы по защите русскоязычного населения.

Вопрос в том, какая тенденция будет доминировать, от чего во многом будет зависеть и отношение государства к казачеству[46].

К сожалению, в настоящее время как среди политиков и ученых-специалистов, так и среди представителей возникших казачьих организаций нет четкого согласованного видения перспективы и путей возрождения казачества. Основная причина этого связана, прежде всего, с отсутствием единства представлений в современном обществе о будущем Российского государства. Магистральной линией водораздела в широком спектре мнений о возрождении и перспективах казачества служит вопрос о месте и роли казачества в системе российского общества и государства: должно ли казачество возродиться как служивое сословие, занятое преимущественно военной службой и земледелием с соответствующей системой социальной организации и особым положением в обществе, или оно возрождается как исторически сложившаяся культурно-этническая общность с восстановлением элементов традиционного уклада жизни и традиций, но без всяких ограничений в видах и формах деятельности?

Отсюда особую актуальность приобретает разработка комплексной государственной программы поэтапного экономического и культурного возрождения российского казачества. Для подготовки, осуществления и корректировки обстоятельной государственной программы требуется обязательное осмысление исторического опыта существования казачества, его взаимосвязей с другими группами и слоями населения, его взаимодействия с Российским государством.

Л. Н. Толстой считал, что «вся история России сделана казаками». И хотя в этом высказывании, безусловно, есть преувеличение, но, окинув внимательным взглядом историю Российского государства со времен Ермака, можно констатировать, что все значительные военные и политические события в России не обошлись без участия донского казачества. Не случайно в среде возрождающегося казачества есть мнение, что казаки спасут мир. При всей соблазнительности этого тезиса не следует замахиваться на весь мир. Однако у себя дома донские казаки способны навести порядок.

Усиление национального самосознания и в условиях обострения внутренней обстановки в России неизбежно приведет к увеличению численности казачьих объединений. В этих условиях важно не спровоцировать людей, обеспечить цивилизованное русло для проявления общественно-политической активности, открыть широкие возможности для этнокультурного возрождения казачества в исторических областях его проживания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: