Единство Библии

“С появлением критики подход к Новому Завету в основном стал аналитическим”90, - отмечает Хантер. То же самое можно сказать и о Ветхом Завете. В результате такого подхода подчеркивались расхождения и различия, имеющиеся в Библии, противопоставлялись друг другу книги закона и пророков, священство противополагалось пророческому служению, Евангелия - религиозной концепции Павла, Иисус истории - Христу веры, Ветхий Завет - Новому. Так что, по словам Раули, писать о единстве Библии полвека назад “значило навлечь на себя подозрение в застарелом обскурантизме”91.

Новый подход имеет синтетический характер. В 1943 г. вышла в свет книга А.М.Хантера “The Unity of New Testament”, а в 1953 г. Х.Раули написал книгу под названием “The Unity of the Bible”. Следует отметить, что синтетический подход не столько противостоит аналитическому, сколько дополняет его. Так, обстоятельно проанализировав новозаветный текст и выявив имеющееся в нем разнообразие и различие, мы обнаруживаем, что евангельские писатели, “используя различные обороты и разные категории мышления, стремились выразить их общее убеждение в том, что живой Бог ради спасения Своего народа говорил и действовал через Своего Мессию”92. Почти то же самое Дж.В.Андерсон пишет о Ветхом Завете: “Наряду с имеющимся разнообразием есть и нечто постоянное - исповедание веры в спасительные деяния Бога ради своего народа”93. По словам Раули, природа такого единства динамична, а не статична94. Поэтому в унисон сказанному звучат слова Найта, другого исследователя Ветхого Завета: “Даже видя, как возрастает Израиль в вере и мудрости, мы приходим к осознанию парадоксальной истины, а именно: на протяжении всей истории Израиля стиль его мышления почти не меняется. Например, дикая, первобытная поэзия дикой, первобытной женщины Деворы (Суд.5) по существу содержит в себе многое из веры позднейших пророков”95. Таким образом, динамическое единство просматривается в самом развитии живой веры в живого Бога.

Характерно, что подобный акцент на единство Библии исходит не от консервативных ученых, а от “большинства современных библеистов”96. Однако еще более важно характерное признание причины такого единства. По словам Раули “связующей нитью, придающей единство записываемому, является божественный элемент”, поскольку определено, что данная запись - это не запись жизни и мыслей Израиля и Церкви, а “запись Божественного откровения”97. Студенту не мешает как следует обдумать слова Алана Ричардсона, сказавшего: “Чем дольше мы размышляем на эту тему, тем больше, по мере чтения своих Библий, нас поражает единство всей Библии, и с тем большей готовностью мы склоняемся к тому, что, по-видимому, Святой Дух каким-то образом все-таки причастен к этому98.

Но здесь мы выходим к теме, которую более подробно рассмотрим в отдельной главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: