2.1. Либерализм
Идеология либерализма*, которую иногда возводят еще к британской Великой хартии вольностей, ограничившей в XIII в. абсолютизм королевской власти, органически связана с генезисом буржуазного общества, т.е. по времени — с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII вв., становлением буржуазно-рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Именно тогда была оформлена и получила дальнейшее развитие идеология классического либерализма. Ее основы были заложены Адамом Смитом (1723-1790) и Джоном Локком, идеологом Славной революции 1688 г., провозгласившим «жизнь, свободу и собственность» в качестве естественных прав человека и существенно повлиявшим на Американскую революцию 1776 г. Центральное в классическом либерализме — идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laissez-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном стороже», занятом преимущественно вопросами внешней безопасности и почти не вмешивающемся ни в экономические, ни в социально-политические дела. В этом смысле классический либерализм и становление капитализма неразрывны. Французская революция в либеральную традицию дополнительно внесла постепенно получивший самостоятельное развитие буржуазно-демократический компонент. Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду (Р. Дворкин).
Современный либерализм — сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс; 1921-2002) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).
Обратите внимание Мета... (гр. meta— после, через)— первая составная часть сложных слов, использующаяся в современной терминологии для обозначения таких систем, которые, в свою очередь, служат для исследования либо описания других систем (например, метатеория, метаидеология). | ||
ЛОКК (Locke), Джон (1632, Рингтон 1704, Ore) — английский философ, с именем которого связано начало эпохи Просвещения в Англии; крупнейший политический мыслитель, теоретик либерализма и государственный деятель. Автор многих работ, среди которых: «Письма о веротерпимости» (4 соч. — 1689, 1690, 1692, незавершенное опубликовано поем.); «Два трактата о государственном правлении» (1690); «Опыт о человеческом разуме» (1690, писал 20 лет); «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости денег» (1691); «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1693); «Разумность христианства» (1695) и др. Вклад в развитие политической мысли. Локк — один из тех мыслителей Нового времени, кто дал философское обоснование доктрины либерализма, способствовал формированию духовных и политических основ современной западной цивилизации. На его тезисах развивалась концепция либеральной демократии, он разрабатывал теории естественного права и общественного договора. Многие положения политической философии и этики Локка были восприняты Монтескье и другими мыслителями. В сочинениях «О веротерпимости», например, философ высказался о невозможности установления единых норм морали, тщетности требований единообразия в вопросах вероисповедания в силу уникальности индивидуальных представлений о Боге, отстаивал принцип свободы вероисповедания и веротерпимость в качестве условий справедливого и стабильного правления, а в «Последствиях снижения процента» предвосхитил ряд тезисов политэкономии А. Смита и призвал к либерализации торговли. Влияние Локка на развитие мира политики огромно: его философские взгляды заложили основы школ британского эмпиризма и американского прагматизма, а политическая доктрина стала манифестом классического либерализма, нашедшего продолжение в конкретных программах либерально-демократических преобразований в последующие века. | ||
Среди идеологических ценностей классического либерализма выделяются уже упоминавшийся индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип; идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конституционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов). Либеральная идеология проникнута прогрессистским духом и сугубо рационалистична, т.е. исходит из веры в прогресс и способности человеческого разума. Наряду с идеалом свободы ей в какой-то мере присущ и идеал равенства — ведь все люди равным образом рождены свободными. Данное сочетание идеалов образует линию внутреннего напряжения, которое лишь отчасти снимается идеалом меритократии (лат. meritus — достойный; буквально: власть самых одаренных, т.е. тех, кто заслужил ее своими достижениями и добился некоторых привилегий). Это противоречие постепенно становится все более значимым для внутренней эволюции идеологии классического либерализма. Надо также упомянуть типично либеральную идею о необходимости добровольного согласия подчиненных для власти над ними (англ. consent of the governed) и принципы терпимости и плюрализма.
Программа либерализма, если выразить ее одним словом, будет читаться так: собственность, т.е. частное владение средствами производства (в отношении товаров, готовых к потреблению, частное владение является само собой разумеющимся и не оспаривается даже социалистами и коммунистами). Все остальные требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования. Л. фон Мизес, «Либерализм в классической традиции» |
Эволюция либерализма была органически связана с динамикой капиталистического производства. Начавшееся с конца XIX в. сужение сферы свободного рынка и становление монополий привели к коренному пересмотру социальной функции классических либеральных идеалов. Реальное ограничение свободной рыночной конкуренции и монополизация капиталистического производства в итоге сделали так, что идеал свободного рынка, сохраняя внешнюю идеологическую форму, на деле значительно поменял свое содержание и приобрел несвойственную ему раньше консервативную, охранительную социальную функцию.
В такой ситуации сущностная структура идеологии либерализма подверглась корректировке. Эта внутренняя эволюция либерализма связана, с одной стороны, с сохранением основополагающих политических и социально-этических либеральных ценностей, а с другой — с обращением к ряду иных (прежде всего экономических, но не только) принципов. Центральное место в идеологии возникшего в США в эпоху Нового курса (1933-1939) президента Франклина Рузвельта, а затем распространяющегося на весь западный мир неолиберализма заняли принцип государственного вмешательства и регулирования экономических процессов и идея социальной ответственности государства, которому с тех пор вменялись в обязанность и функции соцобеспечения самых неимущих групп населения. Эта этатистская переориентация либерализма была связана в первую очередь с именем известного английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), чьи идеи воздействовали не только на экономическую практику, но и были включены в современную либеральную идеологию.