Политические идеологии прошлого и Современности

2.1. Либерализм

Идеология либерализма*, которую иногда возводят еще к британ­ской Великой хартии вольностей, ограничившей в XIII в. абсолютизм ко­ролевской власти, органически связана с генезисом буржуазного обще­ства, т.е. по времени — с эпохой буржуазных революций XVII-XVIII вв., становлением буржуазно-рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Именно тогда была оформлена и получила дальнейшее развитие идеология классического либерализма. Ее основы были заложены Адамом Смитом (1723-1790) и Джоном Локком, идеологом Славной революции 1688 г., провозгласившим «жизнь, свободу и соб­ственность» в качестве естественных прав челове­ка и существенно повлиявшим на Американскую революцию 1776 г. Центральное в классическом ли­берализме — идеал индивидуализма, руководству­ющегося принципами laissez-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном сторо­же», занятом преимущественно вопросами внешней безопасности и почти не вмешивающемся ни в эконо­мические, ни в социально-политические дела. В этом смысле классический либерализм и становление капитализма неразрывны. Французская революция в либеральную традицию дополнительно внесла постепенно получивший самостоятельное развитие буржуазно-демократический компонент. Либерализм — это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направ­ления идейно-политического содержания общественного развития: сво­боду и веру в возможность рационального постижения и переустрой­ства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о госу­дарственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд глав­ных для него положений, среди которых выделяется признание возмож­ностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; кри­тического отношения каждого индивида к общественному строю; ува­жения со стороны государства и его равного отношения к любому инди­виду (Р. Дворкин).

Современный либерализм — сложное духовное образование, где появи­лись идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государ­ства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс; 1921-2002) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направлен­ность деятельности государства (Р. Нозик).

  Обратите внимание Мета... (гр. meta— после, через)— первая составная часть слож­ных слов, использующаяся в современной терминологии для обо­значения таких систем, которые, в свою очередь, служат для иссле­дования либо описания других систем (например, метатеория, мета­идеология).
ЛОКК (Locke), Джон (1632, Рингтон 1704, Ore) — английский философ, с именем которого свя­зано начало эпохи Просвещения в Англии; крупней­ший политический мыслитель, теоретик либерализма и государственный деятель. Автор многих работ, среди которых: «Письма о ве­ротерпимости» (4 соч. — 1689, 1690, 1692, незавер­шенное опубликовано поем.); «Два трактата о госу­дарственном правлении» (1690); «Опыт о человечес­ком разуме» (1690, писал 20 лет); «Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышения стоимости де­нег» (1691); «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1693); «Разумность христианства» (1695) и др. Вклад в развитие политической мысли. Локк — один из тех мыслителей Нового времени, кто дал философское обоснование доктрины либерализма, способствовал формированию духовных и политических основ современной западной цивилизации. На его тезисах развивалась концепция либеральной демократии, он разрабатывал теории естественного права и общественного договора. Многие положения политической философии и этики Локка были восприняты Монтескье и другими мыслителями. В сочинениях «О веротерпи­мости», например, философ высказался о невозможности установления еди­ных норм морали, тщетности требований единообразия в вопросах вероиспо­ведания в силу уникальности индивидуальных представлений о Боге, отстаи­вал принцип свободы вероисповедания и веротерпимость в качестве условий справедливого и стабильного правления, а в «Последствиях снижения процен­та» предвосхитил ряд тезисов политэкономии А. Смита и призвал к либерали­зации торговли. Влияние Локка на развитие мира политики огромно: его философские взгля­ды заложили основы школ британского эмпиризма и американского прагматиз­ма, а политическая доктрина стала манифестом классического либерализма, нашедшего продолжение в конкретных программах либерально-демократичес­ких преобразований в последующие века.
     

Среди идеологических ценностей классического либерализма выделяются уже упоминавшийся индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип; идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конститу­ционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов). Либе­ральная идеология проникнута прогрессистским духом и сугубо рациона­листична, т.е. исходит из веры в прогресс и способности человеческого разума. Наряду с идеалом свободы ей в какой-то мере присущ и идеал ра­венства — ведь все люди равным образом рождены свободными. Данное сочетание идеалов образует линию внутреннего напряжения, которое лишь отчасти снимается идеалом меритократии (лат. meritus — достойный; бук­вально: власть самых одаренных, т.е. тех, кто заслужил ее своими достиже­ниями и добился некоторых привилегий). Это противоречие постепенно становится все более значимым для внутренней эволюции идеологии клас­сического либерализма. Надо также упомянуть типично либеральную идею о необходимости добровольного согласия подчиненных для власти над ними (англ. consent of the governed) и принципы терпимости и плюрализма.

Программа либерализма, если выразить ее одним словом, будет чи­таться так: собственность, т.е. частное владение средствами произ­водства (в отношении товаров, готовых к потреблению, частное вла­дение является само собой разумеющимся и не оспаривается даже социалистами и коммунистами). Все остальные требования либера­лизма вытекают из этого фундаментального требования. Л. фон Мизес, «Либерализм в классической традиции»

Эволюция либерализма была органически свя­зана с динамикой капиталистического производства. Начавшееся с конца XIX в. сужение сферы свобод­ного рынка и становление монополий привели к ко­ренному пересмотру социальной функции классичес­ких либеральных идеалов. Реальное ограничение свободной рыночной конкуренции и монополизация капиталистического производства в итоге сделали так, что идеал свободного рынка, сохраняя внешнюю идеологическую форму, на деле значительно поме­нял свое содержание и приобрел несвойственную ему раньше консервативную, охранительную соци­альную функцию.

В такой ситуации сущностная структура идео­логии либерализма подверглась корректировке. Эта внутренняя эволюция либерализма связана, с одной стороны, с сохранением основополагающих полити­ческих и социально-этических либеральных ценно­стей, а с другой — с обращением к ряду иных (прежде всего экономичес­ких, но не только) принципов. Центральное место в идеологии возникшего в США в эпоху Нового курса (1933-1939) президента Франклина Рузвель­та, а затем распространяющегося на весь западный мир неолиберализма заняли принцип государственного вмешательства и регулирования эконо­мических процессов и идея социальной ответственности государства, ко­торому с тех пор вменялись в обязанность и функции соцобеспечения са­мых неимущих групп населения. Эта этатистская переориентация либера­лизма была связана в первую очередь с именем известного английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), чьи идеи воздействовали не толь­ко на экономическую практику, но и были включены в современную либе­ральную идеологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: