Психологическая война. Такая тактика направлена на то, чтобы вы почувство­вали себя неудобно и чтобы у вас появилось подсозна­тельное желание закончить переговоры как можно

Такая тактика направлена на то, чтобы вы почувство­вали себя неудобно и чтобы у вас появилось подсозна­тельное желание закончить переговоры как можно быстрее.

1) Стрессовые ситуации.

По поводу психологических обстоятельств, в которых ведутся переговоры, написано немало. Вы должны осторожно относиться к таким на первый взгляд несерьезным вопросам о том, где прово­дить переговоры — у вас, у них или на нейтральной тер­ритории.

В отличие от общепринятой мудрости иногда выгодно принять предложение встретиться на чужом поле. Они могут почувствовать себя свободно и в боль­шей мере быть открытыми для ваших предложений. При необходимости вам будет легче уйти. Если, одна­ко, вы позволите другой стороне выбрать окружение, примите во внимание, каков этот выбор и какой эф­фект он может оказать.

Спросите себя, чувствуете ли вы напряжение, стресс, и если так, то почему. Если в комнате очень шумно, если температура слишком высока или низка, если нет места для конфиденциальной консультации с коллегой, то имейте в виду, что такое окружение могло быть преднамеренно создано с целью способствовать возник­новению у вас желания быстрее закончить переговоры, а значит, делать уступки. Если вы считаете, что окру­жающие обстоятельства могут нанести ущерб перегово­рам, не колеблясь скажите об этом. Вы можете пред­ложить поменяться местами, сделать перерыв или со­браться в другом месте и в другое время. В каждом случае ваша задача состоит в том, чтобы понять при­чины ваших неприятных ощущений, обсудить эту проб­лему с другой стороной, а затем в объективной и прин­ципиальной манере условиться о более удобном окру­жении.

2) Личные нападки.

Есть еще ряд уловок, к которым может прибегнуть другая сторона. Например, исполь­зовать устную либо иную информацию, чтобы вы по­чувствовали себя неудобно. Вам могут сделать замеча­ние относительно вашей одежды или вида. «Похоже, вы не спали всю ночь. Плохи дела на работе?» Могут также намеренно задевать ваш статус, заставляя вас ждать или прерывая переговоры для общения с други­ми; могут намекать, что вы несведущи. Вас могут не слушать и заставлять повторять то, что вы уже сказа­ли; могут преднамеренно избегать встречаться с вами глазами.

Простые эксперименты со студентами под­твердили неприятные ощущения, которые многие испы­тывают при использовании этой тактики, причем сту­дентам даже трудно идентифицировать причину проб­лемы. В любом случае выявление подобной тактики поможет свести к нулю ее эффект; четкая постановка вопроса способна предотвратить рецидив.

3) Обычная уловка «хороший парень - плохой парень».

Одна из форм психологического давления, включающая в себя и обман, это обычная практика «хороший па­рень - плохой парень». В своей абсолютной форме эта техника хорошо демонстрируется в старых фильмах о полицейских.

Первый полицейский угрожает подозрева­емому судебным преследованием за многочисленные преступления, сажает его под яркий свет, всячески при­тесняет и, наконец, уходит. Приходит «хороший парень», выключает свет, предлагает подозреваемому сигарету и извиняется за грубого полицейского. Он говорит, что хотел бы избавить подозреваемого от грубости и давле­ния первого полицейского, но не может этого сделать без помощи самого подозреваемого. Результат: подо­зреваемый рассказывает все, о чем знает.

Два человека, представляющие одну сторону на пе­реговорах, могут разыграть подобную мизансцену. Один занимает жесткую позицию: «Эти книги стоят четыре тысячи долларов, и я не уступлю ни пенни». Его парт­нер выглядит огорченным и немного растерянным. Наконец, он вмешивается: «Фрэнк, ты поступаешь не­разумно. В конце концов всем этим книгам уже два года, хотя ими и редко пользовались». Обращаясь к дру­гой стороне с разумным видом, он говорит: «Вы мо­жете заплатить три тысячи восемьсот долларов?» Ус­тупка невелика, но выглядит почти как одолжение.

Обычная уловка «хороший парень — плохой парень» является формой психологического манипулирования. Если вы ее обнаружите, вас на нее не возьмут.

Когда «хороший парень» делает свою подачу, задайте ему тот же самый вопрос, который вы задали «плохому парню»:

«Я ценю тот факт, что вы стараетесь быть разумным, но я все же хочу знать, почему вы считаете эту цену справедливой. В чем заключается ваш принцип? Я го­тов заплатить четыре тысячи долларов, если вы меня убедите, что это самая справедливая цена».

5. Угрозы.

Угрозы являются самой бесчестной тактикой на переговорах. Кажется, что угрожать легко - во вся­ком случае намного легче, чем выдвигать предложение. Для этого нужно всего несколько слов, и если они во­зымеют действие, то и делать ничего не надо. Однако угрозы могут привести к контругрозам по увеличиваю­щейся спирали и расстроить переговоры или даже раз­рушить отношения.

Угрозы - это давление. А давлением можно достичь как раз обратных результатов: оно стимулирует давле­ние с другой стороны. Вместо того чтобы облегчить другой стороне принятие решения, это давление зачас­тую затрудняет его. В ответ на внешний нажим союз, комитет, компания или правительство могут сомкнуть свои ряды. Умеренные и ястребы могут объединиться с целью противостоять тому, что они воспринимают как попытку принудить их. Вопрос: «Должны ли мы при­нять это решение?» — переходит в другой: «Должны ли мы уступать внешнему давлению

Опытные в переговорах люди редко прибегают к уг­розам. Им это не нужно: есть другие пути передать ту же самую информацию. Если представляется уместным обрисовать последствия действий другой стороны, под­черкните те, которые могут произойти независимо от вашей воли, но не те, которые могут случиться под ва­шим влиянием.

Предупреждение - более законный ме­тод по сравнению с угрозами и не столь подвержено контругрозам. «Если мы не выработаем решения, сред­ства информации будут, как мне представляется, на­стаивать на опубликовании всей этой неприглядной истории. В условиях такого большого интереса общест­венности я не вижу законных путей, чтобы этого не до­пустить. А вы

Реагировать на угрозы можно только в том случае, если они реальны. В иной ситуации лучше всего ис­пользовать некоторые приемы с целью нейтрализовать оказываемое на вас давление с помощью ложных угроз. Вы можете проигнорировать их, относиться к ним как к несанкционированным, высказанным слишком пос­пешно или просто не имеющим отношения к делу. Кро­ме того, можно устроить так, что передавать вам эти угрозы будет казаться рискованным делом. На одну из шахт, где один из авторов этой книги выступал посред­ником, поступил целый ряд фальшивых угроз, достав­лявших много беспокойства компании. Они моментально прекратились, когда секретарь компании начала отве­чать на все телефонные звонки следующим обра­зом: «Ваш голос записывается. Какой номер вы наби­раете?»

Иногда угрозы можно обратить в свое политическое преимущество. Профсоюз может объявить через прессу: «Управление настолько не уверено в своей правоте, что прибегает к угрозам». Однако самый лучший ответ на угрозу должен опираться на принцип. «Мы подготовили серию контрприемов на каждую из обычных угроз управ­ления. Тем не менее пока мы отложили наши действия, чтобы условиться с вами о том, что угрозы не являются конструктивной деятельностью, которой мы как раз сейчас должны заняться». Или: «Я веду переговоры, исходя только из принципов, из сути проблемы. Моя репутация построена на том, что я не отвечаю на угро­зы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: