Концепции развития личности: бихевиоризм, гуманистическая концепция

Бихевиоризм – поведенческая психология. В бихевиоризме объектом научного исследования является поведение. По мнению сторонников бихевиоризма внутренний мир человека не познаваем, поэтому необходимо изучать внешние проявления психики, т.е. поведение человека. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде. Эта концепция отрицает роль самого человека в процессе формирования личности. Позднее формула развития личности несколько усложнилась, появилось ещё одно промежуточное звено – подкрепление. Кроме того, формирование личности бихевиористы представляли как программу научения путём наказания и поощрений, с помощью которых закреплялись необходимые семье и обществу свойства, способности, качества и т.д. Подкрепление может быть положительным и отрицательным. Положительные стимулы – это похвала, материальное вознаграждение и т.д. Отрицательные стимулы – это боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.д. Человек понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Основоположником «бихевиоризма» был американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958). В последствии с 30-х годов ХХ века в бихевиоризме стали возникать различные течения.

В гуманистической концепции объектом исследования являются высшие потребности человека. Яркими представителями данной школы являются Абрахам Маслоу, Карл Роджерс. Психически нормальный человек находится под влиянием мотивов текущей и будущей деятельности. Детские переживания оказывают влияние на поведение только до определённого возраста, а затем они фактически никакого влияния не оказывают. Наивысшей потребностью человека провозглашается стремление к самоактуализации. Самоактуализация – это то, что человек обязан стать тем, чем он может стать. Человек должен реализовать то, что в нём заложено. Самоактуализация личности – это непрерывный процесс её совершенствования и реализации. Поэтому ни один человек не является на 100% самоактуализированной личностью. По мнению А. Маслоу средний человек удовлетворяет свои потребности: физиологические на 85%, безопасности на 70%, любви на 50%, самоуважении на 40% и самоактуализации на 10%. Любой человек рождается с потребностью делать только добрые дела. Однако это не означает, что люди не могут совершать плохие поступки. Агрессия проявляемая и животными, и человеком носит вынужденный характер и не может считаться нормой поведения. Когда людям ничто не мешает самореализоваться, раскрыть свою внутреннюю природу, они проявляют себя с положительной стороны и живут в гармонии с окружающим миром. На пути самоактуализации всегда встречается множество трудностей. Объясняя, причины препятствующие формированию позитивной личности, А.Маслоу разработал иерархию потребностей человека: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в общении, потребность в признании, потребность в самоактуализации. При чём нереализованность первых трех потребностей блокирует возможность реализации высших потребностей. Все потребности врожденные и поэтому для их актуализации необходимы определённые условия. Для развития позитивной Я-концепции необходимо, чтобы человека воспринимали таким, каким он есть без каких-либо оговорок. Такое отношение называется позитивным вниманием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: