Психоанализ Фрейда. Механизм психологической защиты личности

Зигмунд Фрейд (1856-1939) является основоположником психоанализа. Фрейд был практикующим врачом-невропатологом. Он разработал новую психологическую концепцию, ядром которой стало учение о бессознательном. По мнению Фрейда психика человека состоит из трех уровней, компонентов: 1) Id (Оно) – носитель человеческих неосознаваемых и неуправляемых разумом инстинктов, 2) Ego (Я) – реальное, настоящее состояние человеческой личности как результата влияния окружающего мира и т.д., 3) Superego (Сверх-Я) – носитель нравственных ценностей и норм, который выполняет роль внутреннего цензора и критика. Оно и Сверх-Я находятся в непрерывном и непримиримом конфликте. Когда Я идёт на поводу у своих инстинктов, у человека под влиянием Сверх-Я возникает чувство вины, стыда и т.д.

Ид (Оно) свободно от ограничений, не починяется правилам, управляется принципом удовольствия. Оно насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – величина постоянная. На «Я» воздействуют три силы: Оно, СверхЯ и общество. «Я» старается установить между ними равновесие, гармонию. Сверх-Я, как и Оно, формируется также неосознанно, путём усвоения нравственных ценностей и норм от окружающих (в том числе от родителей). СверхЯ- совесть. Человек с позиции фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Доминирующий мотив человека – либидо (сексуальное влечение). В более поздних работах З.Фрейд добавил к нему инстинкт смерти - тонатос. Фрейд выделил несколько основных защитных механизмов. Вытеснение – процесс удаления из сознания человека нежелательных, травмирующих психику желаний, фактов, мыслей. Но окончательно они удалены быть не могут, и поэтому могут стать причиной телесных заболеваний (язва, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.). Отрицание – отказ принимать настоящие, реальные события, факты, поступки, сопровождающийся уходом в фантазии, вымышленный мир. Этот характерен для детей и взрослых с невысоким уровнем интеллекта (хотя в сильнотравмирующих ситуациях могут его использовать все). Рационализация – нахождение для себя приемлемого объяснения своих поступков, чтобы они не противоречили нормам морали. Проекция – приписывание своих качеств, поступков, чувств, мыслей другому человеку. Сублимация (замещение) – перенос активности в сферу деятельности, которая положительно оценивается обществом. Инверсия – подмена мысли, чувств, отвечающих подлинным желаниям прямо противоположными.

Слабым местом психоанализа является биологизаторство человеческой деятельности, антагонизм человека и общества, противопоставление сознательного бессознательному. Психоанализ впервые поднял проблему бессознательного в психике человека и соотношения его с сознанием. Незначительная часть активности человека, по мнению фрейдистов, обусловлена сознанием, остальная бессознательным – инстинктами. Фрейд позволил выявить многие корни нарушений психики, создать психотерапевтические процедуры их устранения. Позднее сформировался неофрейдизм (Карл Густав Юнг, Карен Хорни, Адам Адлер и др.)

47,48,49. Образование – целенаправленный процесс обогащения личности системой знаний и соответствующих умений, качеств, способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и достижений НТР. Поэтому образование - это средство личностного развития человека. Индивидуальный педагогический результат образования называется образованностью личности.

Образование представляет собой сложный процесс, который характеризуется единством обучения, воспитания и развития. На содержание образования влияет множество факторов, в том числе: потребности общества в определенном уровне образования подрастающего поколения, изменения в развитии науки и техники, политика и идеология государства в области образования и воспитания, а так же иные факторы.

Образование выполняет социокультурные функции: 1.сохранение и передача накопленных знаний подрастающим поколениям 2.формирование навыков общения, закрепление форм и способов поведения человека в социальной группе 3.формирование и развитие личности, определение её социального статуса 4.обеспечение взаимосвязи науки и производства.

В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции: переход от элитного к доступному всем категориям населения образованию; рост самостоятельности учебных заведений; рост рынка образовательных услуг; увеличение количества студентов; повышение интереса к одарённым ученикам; расширение возможностей для получения образования детьми с отклонениями в развитии; расширение межгосударственного сотрудничества в области образования.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. К крупным международным проектам относятся: 1) ЭРАЗМУС, цель которого - в обеспечении мобильности студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны); 2) ЛИНГВА - программа повышения эффективности изучения иностранных языков.

Совершенствование общеобразовательной школы, начавшееся в 1996 году, будет проходить по следующим направлениям: 1) совершенствование организационной структуры – переход на 12-летнее среднее образование; 2) изменение содержания образования, что означает введение новых учебных программ и специализации в 10-11-ых (лицейских) классах; 3) совершенствование и разработка новых методик обучения.

Структура системы образования Республики Беларусь (с 12-летней общеобразовательной средней школой): * детский сад (с 3 до 6 лет); *начальная школа (подготовительный, 1 - 3 классы) (с 6 до 10 лет); *основная (базовая) школа: 4-9 классы (с 10 до 16 лет); *лицейские классы (10 - 11) (с 16 до 18 лет); *ПТУ (1-3 года); техникум / колледж (2-4 года); *ВУЗ (4-5 лет); *аспирантура (3-4 года); *докторантура;

Школа обеспечивает получение общего образования, т.е. общетеоретическую подготовку по основам важнейших наук о природе и обществе. За овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками в соответствующих сферах производственной и духовной деятельности отвечает профессиональное образование.

Реформирование системы высшего образования в Республике Беларусь характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

Образовательные технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определёнными принципами организации и взаимосвязи целей-содержания-методов. Выделяют несколько видов образовательных технологий.

1) Структурно-логические технологии – поэтапная постановка дидактических задач выбора способа их решения, диагностики полученных результатов.

2) Игровые технологии – взаимодействие педагог-ученик через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакль, деловое общение и т.д.)

3) Компьютерные технологии – использование компьютерных, обучающих программ.

4) Диалоговые технологии – создание коммуникативной среды, расширение пространства сотрудничества в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.

5) Тренинговые технологии – система деятельности по отработке определённых алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты, практические упражнения).

52,53,54. Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Брак от русского слова «брать». Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Брак объединяет мужа и жену, а семья ещё и их детей. Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Брак и семья формировались постепенно и приобретали новые формы под влиянием социально-экономических факторов. В настоящее время наиболее распространённой формой брака является парный брак или моногамия, который предполагает брачный союз между мужчиной и женщиной. В первобытном обществе было распространёно многобрачие или полигамия, которая предполагает установление одним лицом брачного союза с несколькими лицами противоположного пола. Это может быть как многомужество (полиандрия), так и многоженство (полигиния). Пережитки последней сохранились в странах Востока.

Гражданский брак, в просторечии сожительство, в психологии называют «промежуточной семьёй», т.к. в любой момент она может либо развалиться, либо трансформироваться в официальную семью. Такая форма брака приобретает всё большую популярность.

Семья выполняет несколько важных функций: 1.продолжение рода (репродуктивная); 2.хозяйственная; 3.организации досуга; 4.воспитательная.

В зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенной из них является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип – сложная или патриархальная семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным основанием для выделения типа семьи является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью,в состав которой входят оба супруга, и неполную семью,в которой один из супругов отсутствует.

Семья - основная среда обитания и жизнедеятельности детей (особенно маленьких). В ходе семейного воспитания ребенок научается жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения с другими людьми. В семье с течением времени созревает не только организм ребенка, но также формируются его психические функции - внимание, память, мышление, воля, рефлексия.

Семейное воспитание - лишь часть общественного воспитания. В семье осуществляется: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание, видоизменяясь от возраста к возрасту.

С учетом воспитательного воздействия выделяют следующие модели негативных семейных взаимоотношений.

Безнадзорность встречается, когда родители излишне заняты и не уделяют должного внимания своим детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, часто попадают под «уличное» влияние.

Семьи с гиперопекой ребёнка - жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время указания, предупреждения, запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах.

Воспитание «Золушки» в семье - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка, безразличного, «холодного» отношения к нему. Такая ситуация способствует появлению озлобленности и невротическому поведению.

Семьи с жестоким обращением с детьми за малейшую провинность (а иногда и без нее) ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Семьи воспитывающие повышенную моральную ответственность у ребёнка с малых лет. Ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. Наиболее распространенным последствием такого воспитания являются навязчивые страхи, постоянная тревога.

В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Для создания такой атмосферы и достижения необходимых результатов следует помнить и придерживаться следующих принципов семейного воспитания: 1. целенаправленности – наличие и реализация конкретных воспитательных целей 2.научности – т.е., использование не только житейского опыта в процессе воспитания, но и достижений современной педагогики. 3.гуманизм – уважение личности ребёнка 4.планомерность, последовательность, непрерывность 5.комплексность и систематичность 6.согласованность 7.готовность и желание отвечать на вопросы ребёнка.

36. Социальная психология – это наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых) и особенности возникающих отношений в процессе общения.

На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология представлена такими формами, как: 1.житейская, заключенная в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок, обрядов, традиций; 2.образцы литературы и искусства; 3.научная, объясняющая личность как социально-психологический феномен; 4.мыслительная парадигма, задающая определенный взгляд на всю систему современного человекознания; 5.психотехническая, представленная различными приемами социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в конкретной ситуации, технологии управления поведением и установками других людей.

Большинство современных ученых определяют социальную психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны, психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, с другой – особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства.

Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психологические характеристики социальных групп; психология личности (проблемы социальной установки, социализации); практические приложения социальной психологии.

К основным категориям социальной психологии относятся:

Группа – относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и правилами поведения. Принадлежность к группе составляет необходимое условие формирования личности. Общение – установление и развитие контактов между людьми, порожденных необходимостью в совместной деятельности. Социальная роль – относительно постоянная система поступков, являющаяся нормой поведения для индивида, занимающего определенную социальную позицию. Человек неизменно оказывается перед дилеммой: служить своим собственным интересам или учитывать интересы группы, к которой он принадлежит.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Воспитание – организованная социализация. Стихийная социализация – события жизненного пути, разного рода воздействия на личность, происходящие вне воспитания. Механизмами социализации являются имитация, копирование, подражание, идентификация.

Социальная установка – готовность, предрасположенность личности воспринимать других людей определенным образом. Установка выполняет как положительные, так и отрицательные функции.

40. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений (экономических, политических, социальных). Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно условно объединить в две большие группы:

- конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей;

- дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.

Межличностные отношения в группах и коллективах могут быть официальными и неофициальными, отношениями руководства и подчинения, деловыми и личными, горизонтальными и вертикальными, рациональными и эмоциональными.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по её поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором – законы их преобразования и развития.

Межличностные отношения зависят не только от включенных в них людей, но также и от социальной ситуации, в которой эти отношения формируются и развиваются.

41.Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение рассматривается на разных уровнях: общефилософском, социальном и психологическом. Общефилософский уровень – общение – форма жизнедеятельности; Социальный уровень – общение выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта; Психологический уровень – общение определяется тем, что, во-первых, в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого и, во-вторых, в общении человек самоопределяется и самопредъявляется, выражая свои индивидуальные особенности.

Межличностное общение выполняет три основные функции:

- Информационно-коммуникативную – обмен информацией между людьми;

- Регулятивно-коммуникативную. В общении вырабатываются правила поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается иерархия ценностей, шкала социализации человека;

- Аффективно-коммуникативную. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку.

В структуре общения выделяют: коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения отражает обмен информацией (идеями, позициями,сведениями) между собеседниками с учетом отношений между ними и их индивидуально-личностных характеристик (установок, целей, намерений, интересов).

Интерактивная сторона общения отражает межличностное взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности. Оно направлено на управление поведением партнера через систему психологических приемов влияния с учетом социальных норм и общественных ценностей, характерных для данного сообщества. В процессе совместной деятельности взаимодействие людей может строиться согласно ряду стратегий: соперничества, сотрудничества, компромисса и др. Общение успешно, когда поведение людей соответствует ожиданиям друг друга.

Перцептивная сторона общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций. Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии. Идентификация – способ понимания собеседника через попытку поставить себя на его место. Рефлексия – явление осознание человеком того, каким он представляется собеседником или слушающей его аудиторией. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов, отображающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников: 1.образ «Я», каким он видит себя; 2.образ «Я», каков он есть на самом деле; 3.образ «Я», каким он представляется собеседнику.

По содержанию общение может быть разделено на: - Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности; - Когнитивное – обмен знаниями; - Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивациями, потребностями; - Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно его деление на такие четыре вида: - Непосредственное – осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: голосовые связки, руки, голова, туловище и т.п.; - Опосредованное – связанное с использованием специальных средств и орудий; - Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; - Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Незнакомые люди встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое (функционально-ролевое) общение – различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли (покупатель-продавец, пассажир-проводник, врач-больной,студент-преподаватель). Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. Конечно, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но в том лишь случае, когда оно выходит за рамки служебных отношений. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.

К средствам общения относятся: 1.язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения; 2.интонация, эмоциональная выразительность, передаваемая при помощи голоса. Интонация способна придавать разный смысл одной и той же фразе; 3.мимика; 4.позы, дистанция, расположение общающихся в пространстве; 5.взгляды, контакт глаз; 6.жесты.

В ходе познания другого человека осуществляются следующие процессы: 1.эмоциональная оценка другого человека; 2.попытка понять его поступки; 3.попытка понять стратегию его поведения; 4.построение стратегии собственного поведения.

Общение может происходить на различных уровнях:

- Манипулятивный уровень заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

- Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммунитатор, а другой постоянный реципиент).

- Высший – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

39. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Человеческие (или социальные) группы могут быть условными и реальными; постоянными и временными; большими и малыми.

Условные группы людей выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные группы людей существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значимости. Наименьшей по величине реальной группой является группа, состоящая из двух человек (преподаватель и учащийся, муж и жена и т.д.), наибольшей – человечество, классы, нации и т.д.

Малые группы – это достаточно устойчивые немногочисленные (от 2 до 15-20 человек) объединения людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью. Малая группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые ценности, групповые потребности, групповые нормы, групповые мнения, групповые цели.

По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:

- Неорганизованная или случайно организованная группа (зрители в кино) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

- Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

- Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

- Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за её рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

- Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений. Коллектив – высшая форма организованной группы.

Настоящий сплоченный коллектив формируется постепенно, проходя ряд этапов:

- Первый этап – организационный. Он характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением членов коллектива, усвоением требований, норм, традиций;

- Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива;

- Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности – близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. Коллектив должен отличаться ответственностью, открытостью, организованностью, контактностью.

По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтная группа – это группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Нереферентной является группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно неприемлет, осуждает и отвергает.

42,43Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Одна из главных человеческих потребностей – это потребность принадлежать к общности себе подобных. Вместе с тем, индивидуальные различия, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между людьми, обострение которых и следует называть конфликтом. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Считается, что конфликт всегда нежелателен, поскольку он разрушает деловые взаимоотношения, негативно сказывается на результатах совместной работы. Но в то же время конфликты позволяют выявить разнообразие точек зрения, проанализировать множество альтернатив. Процесс выработки решения становится более эффективным.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов, позиций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей или их групп. Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем людей служит для них одновременно и связующим звеном (чем более зависимы отношения, тем более они чреваты конфликтом). Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет. Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем созидательных и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно. Конфликтное взаимодействие, если оно совершается в созидательных формах, несет в себе конструктивное, продуктивное начало. Такой конфликт способствует прогрессивным изменениям.

Конфликты – явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально. В зависимости от основания, причины выделяют следующие виды конфликтов:

- По источникам и причинам возникновения (объективные и субъективные; деловые и личностные);

- По коммуникативной направленности (горизонтальные, вертикальные, смешанные);

- По составу конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые);

- По функциональной значимости (конструктивные и деструктивные);

- По формам столкновения (открытые и скрытые);

- По масштабам и продолжительности (общие и локальные; кратковременные и затяжные);

- По способам урегулирования (антагонистические и компромиссные).

Любой конфликт имеет в своей основе противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в ситуацию, тем острее конфликт. Осознание причин конфликта связано с осознанием природы как общества, так и человека. Исходных моментов, порождающих тот или иной конфликт, по меньшей мере три: сами люди, социальные связи и отношения; условия функционирования организации.

Сущность человека – главная причина конфликта. Она состоит в противоречивом единстве его потребностей и способностей. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волей, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. В повседневной жизни эти различия могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. Первый вид конфликта имеет место в рамках индивида, когда он выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Такой конфликт может возникнуть у выпускника вуза при выборе места работы. Человек чувствует себя в этом случае некомфортно и стремится выйти из этого состояния за счет устранения такого несоответствия посредством изменения своих ценностей, поведения эа счет большего количества информации о проблеме, порождающей эту несостоятельность.

Внутриличностный конфликт бывает следствием столкновения между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, мотивациями, влечениями субъекта (очень хочется и того, и другого, но возможно только что-то одно). Выделяют три основных типа внутриличностного конфликта:

- конфликт «приближение – приближение» – состояние, когда индивиду приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами;

- конфликт «приближение – удаление» - состояние, когда одна и та же цель оказывается для индивида в равной степени привлекательной и непривлекательной (иногда такой внутриличностный конфликт называют амбивалентным – двойственным, противоречивым);

- конфликт «удаление-удаление» – состояние, когда индивиду приходится выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.

Особым случаем внутриличностного конфликта является так называемый «конфликт ролей» – ситуация, когда от одного и того же человека ожидается реализация противоречащих и несовместимых друг с другом форм поведения.

Межличностный конфликт связан с несколькими индивидами, находящимися в оппозиции друг к другу. Это – наиболее распространенный вид конфликтов. Проявляется он как столкновение личностей по поводу целей и познания, а также и в чувственном плане. Межличностный конфликт может быть двух видов: неконструктивный и конструктивный.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конструктивный межличностный конфликт может возникать лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения: соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

В межгрупповых конфликтах в качестве субъектов выступают группы, преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы.

42. Развитие конфликта происходит в следующей последовательности: 1.возникновение объективной конфликтной ситуации; 2.осознание данной ситуации как конфликтной одним из участников; 3.проявление конфликтного поведения (инцидент); 4.исход конфликта.

Формулу конфликта можно представить: конфликт (к) = конфликтная ситуация (кс) + конфликтное поведение (кп).

Выделяют следующие сигналы конфликта: 1.кризис – временный или окончательный разрыв отношений; 2.напряжение – негативные установки и превзятые мнения, 3.скажающие восприятие слов и поступков партнера; 4.недоразумение – ложные выводы, которые возникают при отсутствии взаимопонимания; 5.дискомфорт – интуитивное ощущение неудобства, часто на физиологическом уровне; 6.стычки и ссоры – действия участников, сигнализирующие о существовании конфликта.

Причинами конфликтных ситуаций могут быть:

- информация – неполная, искаженная, обнародование нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации;

- ценности – культурные, религиозные ценности, убеждения, недостаток общей культуры и культуры общения;

- эмоциональность отношений – неудовлетворенность сторонами отношениями друг с другом, негативные приемы контактов, манипуляция в общении;

- структура отношений - нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей; нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда;

- поведение – психические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров.

Хорошо известно, что восприятие человека в значительной мере определяется его опытом, знаниями, собственным внутренним миром. Люди видят то, что хотят видеть. Вместе с тем большинство людей убеждено, что другие люди воспринимают окружающий мир так же, как и они, хотя в действительности так бывает редко. С этой точки зрения разногласия, возникающие среди людей, определяются несовпадением хода мысли одной стороны с рассуждениями другой стороны. При этом причиной разногласий (конфликта) является в конечном счете не объективная реальность, а то, что происходит в головах (сознании) людей. Поэтому истина, даже если она существует, это просто еще один дополнительный аргумент, возможно, хороший, а возможно, и нет, который помогает справиться с расхождениями в сознании людей. Таким образом, основная проблема любых конфликтов – мышление партнера. Во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей, главная проблема конфликта – искаженное восприятие мотивов и целей партнера.

43. Межличностный конфликт предполагает взаимное общение. Обычно выделяют три основные препятствия, возникающие в процессе общения. Первое – когда общение используется не с целью достижения соглашения, а, например, с целью выиграть время. Второе – когда другая сторона вас не слышит. Третье – недопонимание.

Выделяют пять основных типов поведения в конфликте:

- стиль уклонения – стремление выйти из конфликта, не решая его, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

- стиль конкуренции – эффективен в том случае, когда одна сторона обладает определенной властью, авторитетом, уверена в правильности своих аргументов, имеет возможность настаивать на них;

- стиль приспособления – используют в том случае, когда одна из сторон не имеет власти и авторитета и осознает, что исход дела чрезвычайно важен для нее, желает сохранить мир и добрые отношения со своим партнером;

- стиль сотрудничества – наблюдается в тех случаях, когда у сторон тесные длительные взаимоотношения, есть время работать над проблемой, обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать другую сторону, обе стороны обладают равной властью и авторитетом;

- стиль компромисса – эффективен тогда, когда стороны хотят прийти к решению быстро, их может устроить временное решение. Стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой, обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы, стороны хотят сохранить взаимоотношения.

Конфликт – прогнозируемое явление, он может быть регулируемым и управляемым. Урегулирование конфликта должно основываться на таких принципах, которые, во-первых, не идут вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемляют человеческого достоинства обеих сторон. Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную стратегию их разрешения:

- стратегия предотвращения конфликта – предполагает воздействие на потенциальный конфликт до его возникновения. В этом случае устраняется реальный предмет конфликта;

- стратегия подавления конфликта – применяется по отношению к деструктивным конфликтам. Осуществлять эту стратегию можно сокращением числа конфликтующих; разработкой правил, упорядочивающих взаимоотношения конфликтующих; препятствуя непосредственному взаимодействию конфликтующих;

- стратегия отсрочки – помогает лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения;

- стратегия разрешения конфликта – предполагает устранение объективных причин, приведших к конфликту, и улаживание испортившихся отношений между конфликтующими сторонами.

Существует определенная модель разрешения конфликтов, включающая следующие аспекты:

1. контролирование эмоций – если вы вовлечены в конфликт, разрешить который можно путем переговоров, то ключевым моментом является более глубокий анализ представляемых позиций: вашей и позиции другой стороны. Вам следует избавиться от отрицательных эмоций и двигаться дальше, а не сосредоточиваться на них;

2. установление основных правил переговоров – объясните, что эти правила необходимы для того, чтобы переговоры могли быть продуктивными;

3. выяснение позиций – если другой человек в равной мере готов все обсудить открыто, то и вы, в свою очередь, в равной мере можете выразить свои интересы.

4. выдвижение альтернативных вариантов – вам необходимо разработать максимально возможное количество альтернативных вариантов решения проблемы. Вносите предложения сами и побуждайте к этому противоположную сторону.

5. определение скрытых нужд и интересов – обычно и у вас, и у противоположной стороны есть более чем одна причина занимать ту или иную позицию. После того, как вы выявили все причины конфликта и показали, что признаете и понимаете их, вы можете попытаться выбрать из них наиболее существенные для другого человека.

6. согласие по наилучшим взаимовыгодным вариантам – предлагая устраивающие вас решения, опишите те выгоды, которые может получить от них другой человек. Это может способствовать сохранению в ходе дискуссии атмосферы конструктивизма. Другой человек поймет, что вы учитываете его интересы, и будет поступать таким же образом.

55. Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – это совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и на природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс обязан именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и свойства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. Мотивы человеческой деятельности могут быть органическими, функциональными, материальными, социальными и духовными. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направлены на создание различных вещей и инструментов. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качестве цели деятельности выступает её продукт. Цель – это то, ради чего действует человек, а мотив – это то, почему действует.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Предметом познавательной деятельности является всякого рода информация; предметом учебной деятельности – знания, умения, навыки; предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Основными составляющими деятельности являются действия и операции. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия. К способам действий относятся умения, навыки и привычки. Умение – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях. Навыки – это частично автоматизированные действия, которые образуютсссся в результате неоднократного повторения. Навык – это компонент деятельности, но не сама деятельность. Привычка – это потребность произвести соответствующее действие.

К основным видам деятельности относятся общение, игра, учение и труд.

- Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным.

- Игра – это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая деятельность, а не её практические результаты. Игра направлена не на производство конкретного продукта, а на решение некоторой задачи в искусственно создаваемой ситуации. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существуют несколько типов игр: 1.индивидуальные и групповые (по числу участников); 2.предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии); 3.ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя); 4.игры с правилами (поведение индивида определяется системой жестких правил).

- Учение – выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Учение как процесс, направленный на усвоение конкретных знаний, навыков и умений в рамках какого-то конкретного вида деятельности, называется обучением. Обучение с точки зрения развития личностных качеств называют воспитанием.

- Труд есть целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Он направлен на производство общественно полезного продукта для удовлетворения потребностей человека. Труд – основное условие существования человека. Трудовая деятельность возможна только в сотрудничестве с другими людьми.

20,21. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Поэтому и утверждается, что эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью данной ситуации в связи с возможностью (или невозможностью) удовлетворения своих актуальных потребностей.

Эмоции – элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства связаны с высшими потребностями человека (познавательными, нравственными, эстетическими) и потому обладают большей устойчивостью и постоянством. Эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Чувства – это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью. Структуру чувств составляют эмоции и понятия. Чувства подразделяются на положительные и отрицательные, а также низшие и высшие. Низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека (чувство голода, жажды, недомогание, сексуальные чувства). К высшим чувствам относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические. Нравственные (моральные) чувства – чувства, связанные с отношением к себе, к другим людям, к обществу, к Родине. Интеллектуальные чувства – возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Эстетические чувства – переживаются в связи с восприятием красоты и гармонии в природе, произведениях искусства, в отношениях между людьми.

Чувства также подразделяются на стенические и астенические. Стеническими называются чувства, повышающие активность личности, астеническими – чувства, переживания, снижающие эту активность. Одной из важнейших особенностей переживания чувств является амбивалентность (двойственность) – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (радости и горя, удовольствия и отвращения).

Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: эмоциональный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект, фрустрация.

Эмоциональный тон представляет собой эмоциональное реагирование, возникающее как переживание приятного (неприятного) через:

- непосредственные ощущения (при ощущении боли психически здоровый человек испытывает страдание, мазохист – наслаждение);

- представления (воспоминание об ушедшей любви может приводить как к приятной грусти, так и к непреодолимой тоске);

- текущие и бывшие ранее впечатления (неожиданные впечатления первого контакта с незнакомцем, встреча с которым с нетерпением ожидалась, могут вызвать и разочарование, и удовлетворение);

- воображение («избиение» японскими рабочими чучела своего начальника нейтрализует накопившееся негодование, «умиротворяет» психику).

Эмоциональный тон выполняет функцию информирования организма о том, как удовлетворяются его текущие потребности по критерию «приятно – неприятно».

Эмоциональное состояние можно рассматривать как эмоциональный компонент общего психического состояния человека. От чувств оно отличается своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций – большей продолжительностью и устойчивостью. Эмоциональные состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – относительно устойчивое общее психическое состояние с низкой интенсивностью и слабой предметностью переживаний. Поведению человека оно придает определенную эмоциональную окраску. Причинами плохого или хорошего настроения могут служить окружающая социальная обстановка, самочувствие на данный момент времени, погодные условия, производственные факторы и др. Настроение отличается полярностью (бодрое – подавленное, радостное – грустное), внешне выражено (через мимику, позы), заразительно (от личности к группе и наоборот), личностно обусловлено (в зависимости от темперамента, характера и воспитания личность может иметь высокую или низкую эмоциональную возбудимость).

Страсть свидетельствует о стойком, глубоком чувстве, захватывающем мысли и действия. Такое чувство может стать постоянно действующей силой человека, отодвигающей на задний план интересы, которые ранее были значимы. Страсть может быть положительной (к учебе, профессиональному совершенствованию) или отрицательной (алкоголь, наркотики, деньги, вещи).

Стресс – (от лат. «давление, напряжение») - состояние сильного эмоционального напряжения, которое вызвано факторами (стрессорами) различной природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающими разрушительное влияние на здоровье человека. Различают две группы стрессоров:

- физиологические (чрезвычайно большие физические перегрузки, предельно допустимые границы температуры обитания, боль);

- психологические (возрастные кризисы, информационная перегрузка, страх, обида, горе, иррациональные убеждения).

Основная функция стрессов – защитная, адаптационная. И только в этом плане можно говорить о его полезности. В остальном стресс разрушителен для человека. Об этом свидетельствует динамика его развития: тревога, страх, шок, защита (бегство, борьба), приспособление к ситуации (физиологическое и психическое), истощение (ослабление всех сил организма). Наиболее вероятными следствиями стресса являются снижение иммунитета к инфекционным заболеваниям, неврозы всех видов, язва желудка, сердечно-сосудистая недостаточность и др.

Аффект – (от лат. «душевное волнение») – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субьекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными длительными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов. Аффект – своеобразная эмоциональная буря. Как правило, он возникает резко, хотя действие обстоятельств, приводящих к аффекту, может накапливаться. В состоянии аффекта у человека резко изменяются показатели внимания, сознание суживается; в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые входят в аффективный комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, поэтому человек в конечной стадии практически не управляем. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Аффект может вызвать любое чувство: как положительное, так и отрицательное.

Фрустрация – эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегосся ему непреодолимым) препятствия на пути к значимой цели. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая тенденция проявляется в чувстве безысходности, отчаяния, вины, в крушении надежд. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам.

Чувства тесно связаны с разумом, ощущениями, восприятием, памятью, воображением, волей. Они относятся к стержневым свойствам личности, создают определенную окраску характера. Эмоции и чувства играют важную роль во всей жизнедеятельности человека. В качестве их основных функций выделяются:

- отражательная – в эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций.

- сигнальная – содействие ориентировке человека в окружающей действительности, в оценке объектов и явлений с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности;

- приспособительная – близкая к предыдущей функции, но в большей степени указывающая на важность переживаний в новых, изменяющихся условиях для наиболее оптимальной адаптации к ним;

- регулятивная – через управление эмоциями и чувствами человек влияет на свое поведение, деятельность, отношения;

- воздействия – зачастую, выражая те или иные эмоции, человек тем самым стремится оказать влияние на поведение, отношение, установки других людей;

- защитная - наши переживания зачастую «подсказывают» нам о внешних или внутренних угрозах, о целесообразности уделить особое внимание конкретной ситуации. Данная функция также выражается в своего рода «разрядке» накопившейся энергии, в защите от перегрузок и др.

22,23. Воля – одно из главных понятий, используемых в психологии для объяснения поведения человека, особенно его высших форм. Воля отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность, поведение и эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Воля – это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность в достижении цели. Волю считают ядром характера человека.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности, общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Внешние препятствия: общественные явления; природные явления; погода; противостояния людей и т.д. К внутренним препятствиям можно отнести лень; страх; болезнь; предрассудки; недостаток знаний и навыков и т.п.

Воля проявляется в двух функциях, выступающих в единстве,- побудительной и тормозной. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

От воли зависит то, как человек реализует в жизни имеющиеся задатки. Одаренный человек, имея слабую волю, добьется в жизни немногого. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

Воля проявляется в волевых действиях. Волевое действие – это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели. Волевое действие как раз и связано с необходимостью его преодоления. Волевые действия бывают простые и сложные. Простое волевое действие характеризуется тем, что человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Борьба мотивов в данном случае отсутствует. Сложное волевое действие включает следующие этапы: 1.осознание цели и стремление достичь её; 2.стадия обсуждения и борьбы мотивов; 3.принятие решения; 4.исполнение решения.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующая внутренние рессурсы человека и создающая дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие зависит: 1.от мировоззрения личности; 2.от моральной устойчивости личности; 3.от степени общественной значимости поставленных целей; 4.от установки по отношению к деятельности; 5.от уровня самоуправления и самоорганизации личности.

Волевые качества – это совокупность качеств личности, характеризующих её со стороны способности достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды. Выделяют самые различные волевые качества личности. В качестве обобщенной характеристики волевой сферы можно выделить силу воли, которая проявляется на всех этапах волевого действия, но особенно в ситуациях преодоления внешних и внутренних препятствий.

Для конкретизации характеристик волевой сферы все качества условно можно разделить на три группы: 1.волевые качества, характеризующие целеустремленность; 2.волевые качества, характеризующие самообладание; 3.морально волевые качества.

К волевым качествам, характеризующим целеустремленность, можно отнести терпеливость, упорство, настойчивость.

Целеустремленность – сознательное сосредоточение и активные действия человека, направленные на достижение поставленной цели. Целеустремленного человека характеризует способность длительное время фокусироваться на желаемом образе результата и организовывать свою деятельность для его практического воплощения.

Терпеливость - длительное противодействие неблагоприятным, «отвлекающим» факторам, которые препятствуют движению к поставленной цели. В качестве таких факторов могут выступать как внешние (неудачное стечение обстоятельств), так и внутренние (утомление, болезнь и др.).

Упорство – способность мобилизовать внутренние ресурсы для преодоления значительных затруднений, в том числе в ситуации неудачи. Однако важно различать упорство и упрямство. Последнее представляет собой негативное проявление воли вопреки разумным доводам.

Настойчивость – систематическое проявление волевых качеств при стремлении к отдаленной цели, позволяющей преодолевать многочисленные препятствия. Если упорство чаще связывают с конкретной ситуацией, то настойчивость – многократно проявляемое упорство в течение длительного времени, необходимое для достижения отдаленной цели.

К волевым качествам, характеризующим самообладание, относят выдержку, решительность и смелость.

Самообладание – характеристика волевых особенностей личности, связанных со способностью управлять своими эмоциональными и поведенческими реакциями.

Выдержка – волевое качество, позволяющее человеку своевременно сдерживать свои эмоции, чувства, влечения, поведение, которые препятствуют достижению нужного результата. Импульсивность как противоположное отрицательное качество характеризует склонность человека действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих действий.

Решительность – качество, которое выражается в способности человека своевременно и без лишних колебаний принимать обоснованные решения, а затем проводить их в жизнь. Противоположным качеством является нерешительность.

Решительность – важнейшее условие успеха в любом деле.

Смелость – способность человека преодолевать страх и растерянность. Другими словами, когда не страх управляет человеком, а человек – страхом.

К морально-волевым качествам относят мужество, самоотверженность, принципиальность, дисциплинированность и др.

Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов – над мгновенными импульсами и минутными желаниями, стремление к цели – над усталостью и т.д. Самооценка должна соответствовать требованиям самоконтроля, быть не завышенной и не заниженной. При отрицательной самооценке человек преувеличивает свои отрицательные черты, теряет веру в себя и в свои возможности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование.

25. Стресс – (от лат. «давление, напряжение») - состояние сильного эмоционального напряжения, которое вызвано факторами (стрессорами) различной природы, нарушающими привычный образ жизни и оказывающими разрушительное влияние на здоровье человека. Различают две группы стрессоров:

- физиологические (чрезвычайно большие физические перегрузки, предельно допустимые границы температуры обитания, боль);

- психологические (возрастные кризисы, информационная перегрузка, страх, обида, горе, иррациональные убеждения).

Основная функция стрессов – защитная, адаптационная. И только в этом плане можно говорить о его полезности. В остальном стресс разрушителен для человека. Об этом свидетельствует динамика его развития: тревога, страх, шок, защита (бегство, борьба), приспособление к ситуации (физиологическое и психическое), истощение (ослабление всех сил организма). Наиболее вероятными следствиями стресса являются снижение иммунитета к инфекционным заболеваниям, неврозы всех видов, язва желудка, сердечно-сосудистая недостаточность и др.

Фрустрация – эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегосся ему непреодолимым) препятствия на пути к значимой цели. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. В этом состоянии в поведении наблюдается две тенденции. Первая сопровождается гневом, агрессивностью ко всем, кто даже случайно встречается на пути. Вторая тенденция проявляется в чувстве безысходности, отчаяния, вины, в крушении надежд. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к суицидам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: