Научные дисциплины:
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, основные факторы его развития, формирования его личности; разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса.
Теория воспитания – научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, а предметом – свойства, противоречия, закономерности, отношения, педагогические технологии данного процесса.
Теория обучения (дидактика) – научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично-взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом – закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.
Методики обучения и воспитания (частные дидактики) – научные дисциплины, исследующие закономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации внеучебной воспитательной деятельности.
|
|
Теория управления – научная дисциплина, объект которой – процесс управления воспитательными системами, предмет – противоречия, закономерности, отношения процесса управления; условия, обеспечивающие его развитие, а следовательно, жизнеспособность и развитие воспитательных систем
Дефектология (специальная педагогика: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия).
История педагогики.
Сравнительная педагогика.
Возрастная педагогика
Отрасли педагогики:
Дошкольная педагогика. Педагогика школы. Профессиональная педагогика (педагогика профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования). Школьная гигиена. Производственная педагогика. Военная педагогика. Семейная педагогика. Этнопедагогика. Исправительно-трудовая педагогика. Превентивная педагогика. Гендерная педагогика.
Связь педагогики с другими науками.
С философией. Педагогика развивалась и складывалась в рамках этой науки. Отдельные отрасли философии связаны с составными воспитания в педагогике: (С логикой – теория умственного воспитания. С этикой – теория нравственного воспитания. С эстетикой – теория эстетического воспитания). С психологией. С физиологией ВНД. Со школьной гигиеной. С социологией. С кибернетикой.