Признаки коллектива: общественно значимая цель; совместная деятельность для ее достижения; отношения взаимной ответственности; наличие органов самоуправления; органическое единство с другими коллективами
Воспитательные задачи коллектива: развитие коллективизма; выявление и развитие творческих способностей и духовных потребностей личности; привлечение учеников к общественной культуре: духовной, материальной, физической
Принципы: единство и целостность коллектива; постоянное движение коллектива вперед; разнообразие деятельности и формирования чувства чести коллектива; сохранение коллективных традиций; перспективность развития коллектива
Функции: организующая; воспитательная; стимулирующая
Стиль: готовность к действию; чувство собственного достоинства; дружеское единение членов коллектива; чувство защищенности; активность, гласность, демократизм
Стадии развития: создание коллектива; формирование воспитательного актива; расцвет коллектива
Отношения в коллективе: деловые; взаимной ответственности; ответственной зависимости; личностные; сотрудничества; шефство; кооперации.
|
|
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований. А.С. Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов (стадий) развития коллектива, рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требований и инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ – способ воздействия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Требование должно быть целесообразным, определенным, понятным, посильным.
В концепции коллективного воспитания А.С. Макаренко есть ряд положений, которые объяснимы с позиций 30-х годов, но не вполне приемлемы сегодня. И это естественно — tempora mutantur! А поиск продолжается...