double arrow

Особенности коллектива


Признаки коллектива:общественно значимая цель; совместная деятельность для ее достижения; отношения взаимной ответственности; наличие органов самоуправления; органическое единство с другими коллективами

Воспитательные задачи коллектива:развитие коллективизма; выявление и развитие творческих способностей и духовных потребностей личности; привлечение учеников к общественной культуре: духовной, материальной, физической

Принципы:единство и целостность коллектива; постоянное движение коллектива вперед; разнообразие деятельности и формирования чувства чести коллектива; сохранение коллективных традиций; перспективность развития коллектива

Функции:организующая; воспитательная; стимулирующая

Стиль:готовность к действию; чувство собственного достоинства; дружеское единение членов коллектива; чувство защищенности; активность, гласность, демократизм

Стадии развития:создание коллектива; формирование воспитательного актива; расцвет коллектива

Отношения в коллективе:деловые; взаимной ответственности; ответственной зависимости; личностные; сотрудничества; шефство; кооперации.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти оп­ределенный путь качественных преобразований. А.С. Ма­каренко выделяет на этом пути несколько этапов (ста­дий) развития коллектива, рассматривая в качестве кри­териев развития, во-первых, источник выдвижения тре­бований и инициативы в постановке целей, задач, перс­пектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТРЕБОВАНИЕ – способ воздей­ствия на сознание воспитанников (коллектива) с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности. Требование должно быть целесообразным, определенным, понятным, посильным.

В концепции коллективного воспитания А.С. Макарен­ко есть ряд положений, которые объяснимы с позиций 30-х годов, но не вполне приемлемы сегодня. И это есте­ственно — tempora mutantur! А поиск продолжается...


Сейчас читают про: