Основы теории воспитательного коллектива

Проблема детского (ученического) коллектива и коллек­тивного воспитания сохраняет свою актуальность уже в те­чение столетия — одним из результатов ее исследования яв­ляется разработка целого ряда педагогических концепций, раскрывающих функции, закономерности, принципы со­здания и деятельности детских воспитательных сообществ, их структуру, систему управления и самоуправления.

Неоценимую роль в развитии учения о коллективе сыграл А.С. Макаренко: его теоретическое наследие и практический опыт сегодня изучается и используется во многих странах.

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939), педагог и писатель.

Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания де­тей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28 гг.) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-35 гг.). Основ­ные произведения, раскрывающие его взгляды на теорию и методику воспитания в коллекти­ве: «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932).

Важная заслуга А. С. Макаренко состоит в разработке таких законов и принципов организации жизнедеятель­ности коллектива и коллективного воспитания, как:

  • ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего чле­на, а каждый человек ответственен перед своим кол­лективом. Один из важных факторов реализации этого за­кона – общественное мнение, которое может служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружием (инструментом устрашения, подавления, насилия).
  • ЗАКОН РАЗВИТИЯ (ДВИЖЕНИЯ) КОЛЛЕКТИВА – «Формы бытия свободного человеческого коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка»; коллектив, достигший определенной цели и остановив­шийся в своем развитии, лишен будущего.
  • ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛИНИЙ – суть это­го принципа, по словам А.С. Макаренко, состоит «в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более цен­ных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каж­дого из его членов определенной целью (перспекти­вой), осуществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворе­ние, радость достижения, а истинным стимулом чело­веческой жизни является именно «завтрашняя ра­дость».
  • ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗ­НОСТИ – отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обуслов­лен целями и задачами воспитания.
  • ПРИНЦИП АКТИВНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ – А.С. Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной ра­боте требуется решительная и активная энергия уст­ремления к цели...».
  • ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИ­ТАНИЯ – «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически.., – писал А.С. Макаренко. Поэтому отдельное средство всегда может быть и поло­жительным и отрицательным, решающим моментом яв­ляется не прямая логика, а логика и действие всей си­стемы средств, гармонически организованных».
  • ПРИНЦИП ОТ­ВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ, РЯД ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРАВИЛЬ­НОГО ТОНА И СТИЛЯ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕК­ТИВЕ, ЭСТЕТИКОЙ ВОСПИТАНИЯ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: