Проблема детского (ученического) коллектива и коллективного воспитания сохраняет свою актуальность уже в течение столетия — одним из результатов ее исследования является разработка целого ряда педагогических концепций, раскрывающих функции, закономерности, принципы создания и деятельности детских воспитательных сообществ, их структуру, систему управления и самоуправления.
Неоценимую роль в развитии учения о коллективе сыграл А.С. Макаренко: его теоретическое наследие и практический опыт сегодня изучается и используется во многих странах.
МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939), педагог и писатель.
Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28 гг.) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-35 гг.). Основные произведения, раскрывающие его взгляды на теорию и методику воспитания в коллективе: «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30 года» (1932).
Важная заслуга А. С. Макаренко состоит в разработке таких законов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:
- ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответственен перед своим коллективом. Один из важных факторов реализации этого закона – общественное мнение, которое может служить и действенным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружием (инструментом устрашения, подавления, насилия).
- ЗАКОН РАЗВИТИЯ (ДВИЖЕНИЯ) КОЛЛЕКТИВА – «Формы бытия свободного человеческого коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка»; коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.
- ПРИНЦИП ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЛИНИЙ – суть этого принципа, по словам А.С. Макаренко, состоит «в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных». Педагог должен уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов определенной целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения, а истинным стимулом человеческой жизни является именно «завтрашняя радость».
- ПРИНЦИП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ – отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания.
- ПРИНЦИП АКТИВНОЙ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ – А.С. Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели...».
- ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ – «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически.., – писал А.С. Макаренко. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных».
- ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ, РЯД ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ТОНА И СТИЛЯ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ, ЭСТЕТИКОЙ ВОСПИТАНИЯ.