Способы изложения материала в учебнике

Большинство школьных учебников состоит из текстов эмпирических (отображают факты, явления, события, содержат упражнения и правила) и теоретических (содержат теории, методологические знания).

По ведущим методам изложения материала различают тексты репродуктивные, проблемные, программируемые, комплексные. Репродуктивные тексты – высокоинформативные, структурированные, понятные ученикам, отвечают заданиям объяснительно-иллюстративного обучения. Проблемные – это по большей части проблемный монолог, в котором для создания проблемных ситуаций выдвигают противоречия, решают проблему, аргументируют логику развития мысли. В программируемом учебнике содержание подается частями, а усвоение каждого "шага" информации проверяется контрольными вопросами. Комплексный текст содержит определенный объем информации, необходимый ученикам для понимания проблемы, а проблема определяется по логике проблемного обучения. Текст учебника может быть аналитическим или синтетическим, построенным дедуктивным или индуктивным способом.

Кроме основных, учебник содержит дополнительные тексты,цель которых – расширить, углубить знание учеников из важных компонентов содержания учебного материала (документы, исторические справки и др.).

Вопрос и задания, вмещенные в учебниках, за степенью познавательной самостоятельности учеников разделяют на репродуктивные и производительные. Репродуктивные требуют от учеников воссоздания знаний без существенных изменений. Производительные предусматривают трансформацию знаний, существенные изменения в структуре их усвоения или поиск новых знаний.

Одно из требований к учебнику – использование иллюстративного материала – изображений, которые реализуют научный педагогический принцип учебника специфическими средствами наглядности. Иллюстрации учебников должны раскрывать основное содержание определенных элементов программы (ведущие иллюстрации). Они либо равнозначные тексту, либо дополняют его, либо являются объектом для вопросов, заданий.

Работая с учебником, учитель должен дополнять его материал дополнительной информацией, поскольку содержание учебника нередко слишком конспективное, и знания, почерпнутые учениками лишь из него, будут ограниченными. Важно использовать на уроке как дополнительный местный, краеведческий материал. Учитель должен маневрировать методическими приемами во время изложения материала учебника ввиду того, что для одних учеников он может быть слишком сложным, а для других — легкодоступным, слишком простым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: