Учебный предмет. Внутрипредметные и межпредметные связи

Ученики получают общее образование в процессе изучения учебных предметов.

Учебный предмет – педагогически обоснованная система научных знаний и практических навыков и умений, что воплощают основное содержание и методы определенной науки.

Отличие учебного предмета от науки заключается в том, что в него входят только основные положения той или той отрасли знаний, доступных для усвоения учениками на определенной степени обучения. Учебный предмет содержит также дидактические материалы, которые помогают ученикам овладеть комплексом навыков и умений, необходимых как для последующего обучения, так и для активного участия в общественно полезном труде (трудовые, учебные, мыслительные).

Содержание учебного предмета охватывает фактический материал, что отображает признаки и свойства предметов, явлений; обобщены результаты общественно-исторического познания мира – понятия, законы, принципы, основные мировоззренческие понятия, идеи, ведущие научные теории, этические и эстетичные идеалы, правовые нормы; методы исследования и научного мышления (общие, особенные, частичные), с которыми человек вступает во взаимодействие (восприятие, воссоздание, превращение).

Учебные предметы разделяют на гуманитарный (украинский язык и литература, иностранный язык, история) и естественно-математический (математика, физика, химия, биология, география, чертеж) циклы. В процессе их изучения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи.

Внутрипредметные связи – выбор аспектных проблем, которые являются сквозными для конкретной учебной дисциплины и применяются в процессе анализа большинства явлений, которые изучает данная наука. Их осуществление дает возможность опираться на предыдущие знания в процессе усвоения нового материала, что активизирует учебно-познавательную деятельность учеников.

Межпредметные связи – согласованность между учебными предметами, которая дает возможность рассматривать факты и явления реальной действительности с разных точек зрения, из позиций разных учебных предметов.

Нередко одни и те же факты, явления разные науки изучают с разных точек зрения, в разных аспектах. Познание этих связей важно для формирования научного мировоззрения школьников. Межпредметные связи имеют целью показать и такой их аспект, когда возможности одного предмета способствуют решению задач другого. В процессе обучения в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях ученики также получают и политехническое образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: