Дидактика. Основные положения дидактической системы Коменского

Дидактика – этообласть педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Дидактика в переводе с греческого «дидактикос» обозначает «обучающий». Термин этот употребляет в педагогических трудах с XVII века. Я.-А. Коменский в "Великой дидактике" (1657) разработал содержание образования, дидактические принципы, методы обучения, впервые обосновал классно-урочную форму обучения. Его дидактическая концепция сводилась к таким основным положениям:

1) источником познания являются внешние органы чувств, на основе чувственных восприятий в процессе обучения ученики познают явления, переходят от конкретного к абстрактному, от простого к сложному;

2) ученики усваивают знание не пассивно, а анализируют исследуемые предметы, открывают неизвестные для себя явления, обсуждают, повторяют, проявляя при этом определенную активность и самодеятельность;

3) в процессе обучения выясняются причинные связи явлений;

4) обучение должно быть легким, приятным, вызывать у учеников желание учиться и в то же время должно обеспечивать глубокие и крепкие знания;

5) результат обучения – образованный человек, который умеет использовать полученные знания в жизни, в практической деятельности.

Предмет дидактики

Предметом дидактики является:

1) определение цели и задач обучения, без чего невозможное полноценное обучение;

2) определение содержания образования соответственно требованиям общества. Это даст возможность подобрать научный материал, который ученики должны усвоить, и определенные практические умения и навыки, которыми они должны овладеть за время обучения в школе;

3) выявление закономерностей процесса обучения на основе его анализа, осуществления специальной поисково-экспериментальной работы;

4) обоснование принципов и правил обучения на основе выявленных закономерностей обучения;

5) выработка организационных форм, методов и приемов обучения. Дидактика призвана ознакомить учителей со способами и путями обучения учеников, посредством которых можно достичь целей процесса обучения;

6) обеспечение учебно-материальной базы, средств обучения, которые может использовать учитель, чтобы выполнить задание процесса обучения.

Категории дидактики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: