Процесс обучения – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.
Принципы обучения – система дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечивать эффективное функционирование учебного процесса.
Содержание образования – система ЗУН, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению обучаемых ЗУН, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения.
Формы организации обучения – объединение учащихся для организуемых учителем занятий, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность.
Дидактические подходы к образованию
1. Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Дж. Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт). Идея: источником знаний является разум, поэтому прежде всего необходимо развивать ум и способности человека. Модель: гуманитарное классическое образование и особенно древние языки являются лучшим средством развития ума. Содержание образования: система ЗУН.
2. Дидактический материализм (Я.А. Коменский, Г. Спенсер). Идея: цель школы передать учащимся как можно больше объема знаний из различных областей науки. Проблема: перегрузка учеников излишней информацией. Модель: энциклопедическая модель обучения. Содержание образования: педагогически адаптированные основы наук.
3. Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Идея: Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Его источник в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Модель: междисциплинарные системы знаний. Содержание образования: педагогически адаптированный социальный опыт человека.
Перечисленные дидактические подходы определяют различия концепций образования.