double arrow

Норма частоты дыхания у детей


В норме дыхание ребенка осуществляется следующим образом: глубокий вдох и следующий за ним плавный выдох. Определение частоты дыхания у детей необходимо для понимания того, насколько хорошо вентилируются легкие. Увеличение частоты дыхания относительно нормы говорит о том, что оно поверхностно, а это может провоцировать создание благоприятной среды для развития болезнетворных микроорганизмов.

Нормальные показатели частоты дыхания у детей:

Возраст Число дыханий
Новорожденный 40-60
1-2 месяца 40-45
4-6 месяцев 35-40
7-12 месяцев 30-35
2-3 года 28-30
4-6 лет 24-26
7-9 лет 21-23
10-12 лет 18-20
13-15 лет

До 8 лет у мальчиков дыхание чаще, чем у девочек; в препубертатном периоде девочки по частоте дыхания обгоняют мальчиков, и уже во все последующие годы дыхание у них остается более частым.

Для детей характерна легкая возбудимость дыха­тельного центра: легкие физические напряжения и психическое возбуждение, незначительные повышения тем­пературы тела и окружающего воздуха почти всегда вызывают значительное учащение дыхания, а иногда и некоторое нарушение правильности дыхательного ритма.




Объем дыхания. Для оценки функциональной способности органов дыхания обычно учитывают объем одного дыхательного движения, минутный объем дыха­ния и жизненную емкость легких.

Объем каждого дыхательного движе­ния у новорожденного в состоянии спокойного сна ра­вен в среднем 20 см3, у месячного ребенка он повы­шается приблизительно до 25_см3, к концу года дости­гает 80 см3, к 5 годам—около 150 см3 к 12 годам — в среднем около, 250 см3 и к 14—16 годам повышается до 300—400 см3; впрочем, эта величина, по-видимому, может колебаться в довольно широких индивидуальных пределах, так как данные различных авторов сильно расходятся. При крике объем дыхания резко увеличи­вается — в 2—3 и даже 5 раз.

Минутный объем дыхания (объем одного дыхания, умноженный на число дыхательных движе­ний) с возрастом быстро увеличивается и приблизи­тельно равняется у новорожденного 800-900 см3, у ре­бенка в возрасте 1 месяца—1400 см3, к концу 1-го года — около 2600 см3, в возрасте 5 лет—около 3200 см3 и в 12—15 лет — около 5000 см3.

Жизненная емкость легких, т. е. количество воздуха, максимально выдыхаемого после максималь­ного вдоха, может быть указана только в отношении детей, начиная с 5 — 6 лет, так как самая методика исследования требует активного участия ребенка; в 5 — 6 лет жизненная емкость колеблется около 1150 см3, в 9 — 10 лет — около 1600 см3 и в 14 — 16 лет — 3200 см3. У мальчиков жизненная емкость легких больше, чем у девочек; наибольшая емкость легких бывает при торакоабдоминальном дыхании, наименьшая — при чисто грудном.

Тип дыхания меняется в зависимости от возра­ста и пола ребенка; у детей периода новорожденности преобладает диафрагмальное дыхание при незначительном участии реберной мускулатуры.



У детей грудного возраста выявляется так называемое грудно-брюшное дыхание с преобладанием диафрагмального; экскурсии грудной клетки слабо выражены в верх­них ее частях и, наоборот, гораздо сильнее—в нижних отделах.

С переходом ребенка из постоянного горизон­тального положения в вертикальное изменяется и тип дыхания; оно в этом возрасте (начало 2 - го года жизни) характеризуется комбинацией диафрагмального и груд­ного дыхания, причем в одних случаях преобладает одно, в других — другое. В возрасте 3 — 7 лет в связи с развитием мускулатуры плечевого пояса все отчетливее выявляется грудное дыхание, начинающее определенно доминировать над диафрагмальным.

Первые различия типа дыхания в зависимости от пола начинают отчетливо сказываться в возрасте 7 — 14 лет; в препубертатный и пубертатный периоды у мальчиков вырабатывается главным образом брюш­ной тип, а у девочек - грудной тип дыхания. Возрастные изменения типа дыхания предопределяются указанными выше анатомическими особенностями груд­ной клетки детей в различные периоды жизни.



Особенности регуляции дыхания

Как известно, акт дыхания регулируется дыхательным центром, деятельность которого характеризуется автоматичностью и ритмичностью. Дыха­тельный центр располагается в средней трети продолго­ватого мозга по обе стороны от средней линии.

Возбуж­дение, ритмично зарождающееся в клетках дыхатель­ного центра, по центробежным (эфферентным) нервным путям передается дыхательной мускулатуре.

Особенно велика роль импульсов, поступающих со стороны самих легких при раздражении многочислен­ных рецепторов, заложенных в бронхиолах и альвеолах; возбуждение, возникающее при вдохе в этих интерорецепторах, по волокнам блуждающего нерва передается к дыхательному центру и тормозит его деятельность; заторможенный центр не посылает возбуждающих им­пульсов к дыхательным мышцам, и они расслабляются, наступает фаза выдоха; в спавшемся легком афферент­ные окончания блуждающего нерва не возбуждаются, следовательно, устраняется поступающее по его волок­нам тормозящее влияние, дыхательный центр снова возбуждается, возникающие импульсы поступают к ды­хательной мускулатуре и наступает новый вдох; проис­ходит саморегуляция: вдох вызывает выдох, а последний вызывает вдох. Конечно, сказывается влияние и состава альвеолярного воздуха.

Следовательно, регуляция дыхания у детей осуществляется главным образом нервно-рефлекторным путем.

Состав крови, содержание в ней кислорода и углекислоты, реак­ция крови, накопление в ней молочной кислоты или раз­личных патологических продуктов обмена сказываются также на функции дыхательного центра; эти раздраже­ния могут передаваться к нему в результате влияния состава крови на рецепторы, заложенные в стенках са­мих сосудов, а также в результате и непосредственного воздействия на дыхательный центр состава омывающей его крови (гуморальное влияние).

На функцию дыхательного центра продолговатого мозга оказывает постоянное регулирующее влияние кора головного мозга. Ритм дыхания и глубина его меняются под влиянием различных эмоциональных моментов; взрослый человек и более старшие дети могут произ­вольно изменять и глубину и частоту дыхания, на неко­торое время могут задерживать его. Все это говорит о регулирующей роли коры головного мозга. У детей наиболее раннего возраста часто приходится наблюдать нарушения ритма дыхания, даже кратко­временную полную остановку дыхания, например у недоношенных детей, что надо объяснить морфологической незрелостью у них центральной и периферической нерв­ной системы и, в частности, коры головного мозга. Лег­кое нарушение ритма дыхания во сне и у более старших детей надо объяснить своеобразием взаимоотношений коры и подкорковой области головного мозга.

Регулирующая роль центральной нервной системы обеспечивает целостность организма и объясняет зависи­мость дыхания от функции других органов — системы кровообращения, пищеварения, системы крови, про­цессов обмена веществ и т. д.







Сейчас читают про: