Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели.
Метод воспитания (от греч. "методос" - путь) - это путь достижения заданной цели воспитания, система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум пять групп методов воздействия на личность:
1. Убеждение. (разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств)
2. Упражнения и приучения. (Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.)
3. Обучение.
4. Стимулирование.(соревнование, поощрение, наказание)
5. Контроль и оценка.
|
|
Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность. Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном – это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т.п.
Приёмы: Убеждение на собственном опыте, импровизация на свободную или заданную тему, товарищеский спор, столкновение противоречивых суждений. Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия. Творческое соревнование, конкурс, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание, подражание чему - либо стоящему.
Выделяются три группы методов воспитания:
- Методы формирования сознания личности.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- Методы стимулирования поведения и деятельности.
Научные классификации методов:
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев)
К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Маръенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В классификации Щукина выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.
|
|