Сущность самообразования. Цели и мотивы, источники и компоненты. Концепция непрерывного образования молодежи и взрослых

Самообразование:
- осознанный процесс
- руководствуется интересами человека
- получается вне уч.заведений

самообр. – осознанная, управляемая самим студентомсистематическая познават.деят-ть с учетом интересов и склонностей учащихся вне уч.заведений путем самост.работы.

Вид своб.деят-ти.

Личность в центре, обсусловлено соц.сферой.

Тройственная связь самообр.: индивид – соц.группа – социум

Чаплин – сделал сам себя
горький, маркс, ленин
ломоносов – ввел народную идею (рус.яз.,рус.ист.,рус.география)
толстой – 13 томов по самообр.

Мотивы самообр.:
- желание познать новое
- профес.интерес

- опр-е жизн.целей
- познават.интерес
- потребность в самоусовершенствовании, в развитии личностных способностей

Виды: полит.,музык.,худож.,спорт-физ.развитие и т.д.


Учение – основное содержание самообразования. Сопутствующее самообр: препод. дает эскиз, студент доделывает. Характер с.о. зависит от целей, умений личности, индивидуальных особенностей. Самое главное – необходимость практики. Задача в том, чтобы усовершенствовать свои знания.

Уровни самообр. деятельности 1) Он движется познавательным интересом. Не систематическая, бесцельная стихийная деятельность. Предпочтение отдается работе под руководством учителя. 2) Уже самостоятельное познание. Появляется какая-то цель. Основная движущая сила для перехода на этот уровень – осознание человека как личности. Концентрация на каком-либо предмете и прилежащим к нему областям. Источников меньше, но они глубже. 3) Самообразование не первый год. Большая четкость действий. Продуктивное использование времени. Концентрация и глубина источников. 3 уровень обусловлен большой целенаправленностью деятельности.


источники:

- вся окр.действительность
- пособия, справочники
- книга – самыйгл.источник
- общение людей
- музеи, театры, выставки
- интернет

Н.О. - это развитие человека как личности на протяжении его жизненного пути. К уже имеющемуся багажу знаний и умений приращивается то, что может быть необходимо для выполнения на должном уровне своей работы. Такой взгляд есть ни что иное, как одна из интерпретаций традиционного, старого понятия непрерывного образования, как образования взрослых после базового (дополнительного) этапа обучения.

Необходимость непрерывного образования вызвана динамикой мирового и общественного развития. Раньше был сформирован тип «конечного образования» (т.е.научить навсегда). Но НТР и соц.-экон.прогресс, изменение темпов обновления техники и технологии потребовали изменения содержания, хар-ра и направленностипрофессиональной деят-ти.

Ростки концепции непрерывного образования можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних гигантов мысли. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития.

Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были реализованы в ХIII-XIV вв. в городах Европы на базе так называемых "цеховых школ", которые открывались и содержались ремесленными цехами.

Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого содержится ядро мысли, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.

Идея непрерывности образования получила новые интерпретации в стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появлялись новые формы и виды образовательных учреждений, в том числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих. Однако к концу 60-х годов прошлого века концепция непрерывного образования была благополучно провалена, так и не успев стать центральной образовательной системой.

В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание. "Жизнь меняется, и через пять-десять лет надо получать дополнительное образование.»

Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Цели непрерывного образования: Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Ставит целью развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей, а также разностороннего саморазвития

Содержание непрерывного образования: Содержание ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования — "личностный опыт" как компонент содержания образования.

Методы и формы образования: Цель — дать не только знания, но и опыт их самостоятельного добывания. Обучение строится по индивидуальному принципу, при котором каждый учащийся имеет возможность продвигаться вперед в освоении материала своим темпом.

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. При этом переход с одного уровня на другой в условиях непрерывного образования выражен не так четко, как в рамках системы образования, существующей в России. Первой попыткой нивелировать прыжок на новый уровень образования в России стал эксперимент с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Правда, он проводился в отрыве от остальных компонентов системы непрерывного образования и, возможно, поэтому был неоднозначно воспринят в обществе и явно не стал прорывом в этой области.. По данным Российской академии образования до 50% выпускников вузов работают не по специальности, а это значит, что плюс к имеющемуся люди вынуждены получать дополнительное – по большей части платное – образование.

И масштабы этого явления будут только нарастать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: