Закономерности и принципы воспитания

Эффективность воспит.процесса во многом определяется знанием и пониманием педагогом основных законно-тей психических явл.воспитанников, их специфики, зависящей от разнилчных внеш. и внутр.факторов. Закономерностями явл-ся определенные связи различных компонетов воспитания, реализация кот.помогает достичь наибольших успехов в воспитании. Наиболее важные: 1. сложившиеся воспитательные отношения, подразумевающие определенную позицию воспитанника по отношению к воспитателю, являющуюся опорой для педагогического воздействия 2. действия воспитателя (должны определятся целью воспитания) 3. направленность воспитания на действительное состояние соц.среды (воспит-е должно способствовать формированию личности, адаптированной к жизнедеят-ти в соврем.общ-ве) 4. гармоничное сочетание объектив. и субъек-х фактов вос-я (создание соответствующих условий как со стороны пед-гов, так и со стороны внешней среды) 5. способность и мотивация к самовоспитанию (играю большую роль в успешном протекании воспит.процесса) 6. активное участие в воспит.процессе как педагогов, так и воспитанников 7. единство всех сторон педагог.деятельности 8. обеспечение необходимого уровня квалификац. педагогов и соответствующего содержания воспитания 9.опора на внутренние потребности и интересы воспитанников 10. последовательность воспитания (должна соответствовать логике интеллект. и психофизич.развития личности, учитывать базовые знания и умения чел-ка) 11. формирование положит.отношений в коллективе воспитанников Принципы воспитания это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них — например, принципов гуманизма, уважения к личности — может быть привлечен даже к судебному преследованию. Комплексность. Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса. Вместе с тем принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами: — общественная направленность воспитания; — связь воспитания с жизнью, трудом; — опора на положительное в воспитании; — единство воспитательных воздействий. В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения. На принцип национального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: