Воспитание, как целенаправленный процесс социализации личности: объективные факторы обуславливающие социализацию

Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Социализация — процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овладевают нормами социальной жизни. Воспитание — главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации — преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация. Механизмы социализации: Подавление -вытеснение из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Изоляция как механизм социализации связана с тем, что человек вытесняет неприятные для него впечатления. Самоограничение кажется, что он чем-то хуже других, страдает самооценка. Проекция - приписывание собственных недостатков другим. Идентификация - подсознательно уподобляет себя своим товарищам, которые служат для него образцом поведения. Эмпатия, т. е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Интеллектуализация - начинает рассуждать абстрактно и ищет выход из сложной ситуации как бы не для себя, а для другого человек Проф. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: — макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство); — мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); — микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные и др.). В последние годы возрастает значение макрофакторов, природно-географических условий, которые как прямым и косвенным путем влияют на становление личности. Экологические изменения биосферы, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставляют человечество серьезно относиться к этой проблеме. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Она формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и др.). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды. В каждой этнической группе складывается свое представление о человеке, его поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, принимающей межнациональные отношения, становится реальной задачей образовательных институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: