Сущность нравственного воспитания. Его проблемы в современных условиях

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи: формирование нравФственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, понимание их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности. Главная такая ценность—жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. Дети должны впитать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и на свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты. Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитать их — на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, на материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Еще одна общечеловеческая ценность — свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. На этом фоне отчетливо виден низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина — нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине. Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи — вот далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.

18. Гражданское воспитание. Сущность, содержание, проблемы.

Главная цель формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, органам государственной власти, правопорядка, а так же формирование граждан-ти как качества личности, заключающего в себе внутр.свободу и уважение к го.власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление потриотич.чувств и культуру межнационального общения. Условно состоит из патриотического воспит. и формирования культуры межнац.общения и воспитание правовой культуры и предупреждения аправонарушейний в детской среде. Влияет на гражд.воспитание, не только усилия родителей, педагогов, общест.организаций, но и особенности гос-го устройства, уровень правовой, полит-й и нравст.культуры общества. Гражданское восп.предполагает фор-ние конституционных, правовых позиций личности. Обеспечивает фор-ние граж-го сознания как формы общест-го сознания, выражающего интересы общества и личности в разрешении внутри и внешнеполит.проблем гос-ва. Содержание гражд. воспитания в семье и школе выражается в патриотич. воспитании, формировании культурны межнационального общения, правовой культуры, ознакомление с достижениями в науки техники нашей страны и пр. Важное значение занимает участие детей в деятельности общественных объединений и организаций. Патриотич.воспит.: бережное отношение к истории, труд на благо страны, отношение к культуре, обычаям, готовность защищать родину, установлению братских отношений с представителями из др.стран. Проблемы: нет пионеров, история коверкается, нет КИДов, нет общественн-полезеного труда, патриотизм страдает и проч.

19. Национальная доктрина об образовании, о целях воспитания.

Это основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Она отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Определяет основные цели и задачи образования. Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; - систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; -академическую мобильность обучающихся; - экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. 4 Определяет задачи гос-ва в сфере образования. Государство в сфере образования обязано обеспечить - реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества; - сохранение и развитие единого образовательного пространства России; - формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; - условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; - всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов; - ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи; - воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; - доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе; - предоставление бесплатных учебников; доступность учебной и научной литературы; - высокую занятость трудоспособного населения, соблюдение трудового законодательства, - сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; - реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами; Ожидаемые результаты реализации доктрины В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить: бесплатным дошкольным образованием - всех желающих обязательным и бесплатным основным общим образованием -все население; общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием — все население; общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием - всех желающих; общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием - всех желающих; бесплатным высшим профессиональным образованием — каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования; бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) - всех поступивших по конкурсу; дополнительным образованием - всех желающих, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе; общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья - всех нуждающихся. Доктрина говорит о педагогических кадрах. государство обеспечивает: - дошкольные и общеобразовательные уч-я учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием; создает условия для творч.роста и повышения квалиф-ции; готовит спец-тов высокой категории; ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи; - условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов; - условия неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования. Регулирует оплату труда пед.раб-ков и их пенсион.обеспечение Устанавливает следующие размеры оплаты труда - минимальная ставка (должностной оклад) педагогических работников - не ниже начисленной средней заработной платы в РФ - средняя ставка (должностной оклад) педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования - в размере, превышающем начисленную среднюю заработную плату в Российской Федерации не менее чем в 1,5 раза; - средняя ставка (должностной оклад) профессорско-препода-вательского состава высших учебных заведений — в размере 3 начисленных средних заработных плат в Российской Федерации. Предоставить всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, право на получение государственной пенсии (за выслугу лет) студентам в зависимости от прожиточного минимума в РФ. Для реализации целей, определяемых доктриной,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: